Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно - прикладного творчества с экологической направленностью «Природа и фантазия» Возраст обучающихся 7-12 лет Срок реализации: 3 года Автор-составитель: Гордейчик Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования Г. Краснотурьинск 2022г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность: художественно-эстетическая Актуальность Актуальность данной программы заключается в создании условий для развития и воспитания обучающихся через декоративно-прикладное творчество с использованием природного и бросового материала, с целью природосбережения, воспитание ответственного, бережного отношения к природе. 1. Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года. (Постановление правительства Свердловской области от 28 июля 2009 года №865 - ПП) 2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года № 1726-р. 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. 4. Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р 5. Федеральный государственный образовательный стандарт, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Отличительные особенности Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить: • комплексность —сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами); • преемственность —взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение; • не подражание, а творчество —овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся. Адресат • обучающиеся (программа ориентирована на детей 7-12 лет); Программа затрагивает 2 этапа возрастной периодизации обучающихся: младший школьный возраст (7-10 лет) и младший подростковый (10-12 лет) Младшие школьники (7-10 лет) отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Непроизвольное внимание развито значительно лучше. Их привлекает все новое, неожиданное. Именно с этой целью в программе запланированы посещения выставок декоративно-прикладного творчества и проведение мастер-классов по «ноу-хау» -техникам и технологиям. Подростки (10-12 лет) испытывают конфликты с самим собой и с другими. Через внешние срывы и восхождения они могут обрести чувство личности. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Для детей подросткового возраста, наиболее оптимальной формой объединения является студия детского творчества. Именно в студии детского творчества «Природа и фантазия» особой школой социальных отношений становится общение со сверстниками, педагогом. Режим занятий первого и второго года обучения Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по средам, пятницам. Продолжительность занятий - 2 академических часа в день с перерывом в 10-15 минут. третьего года обучения Учебные занятия проводятся 3 раза в неделю по понедельникам, вторникам, четвергам. Продолжительность занятий - 2 академических часа в день с перерывом в 10-15 минут. Объем общеразвивающей программы Дополнительная образовательная программа детского творческого объединения «Природа и фантазия» рассчитана на 3 года обучения. Продолжительность образовательной программы по учебному плану рассчитана на 504 часа. Срок освоения Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения 35 недель (144 часа). Второй год обучения 35 недель (144 часа). Третий год обучения 35 недель (216 часов). В летний период реализация программы осуществляется в организации учебной практики на учебно-опытном участке - 8 недель по 18 часов, итого 144 часа. Уровневость 1. Стартовый уровень соответствует первому году обучения. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. Базовый уровень соответствует второму году обучения. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках содержательно-тематического направления программы. 3. Продвинутый уровень соответствует третьему году обучения. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы в рамках содержательно-тематического направления программы. Формы обучения Основными являются: • Групповая • Фронтальная • Индивидуальная формами организации образовательного процесса Виды занятий В процессе обучения используются различные виды занятий: традиционные, беседы, работа с наглядным материалом, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Рассматривание репродукций картин, поделок из природного материала, работы декоративно прикладного творчества. Обсуждение. Формы подведения результатов Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной программы: • ежегодная выставка работ детского творческого объединения «Природа и фантазия» в образовательном учреждении; • персональные выставки детских работ в творческом объединении; • участие в муниципальных, региональных, во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. • отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастерклассах, в которых они принимали участие или посетили. 2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель первого года обучения — создать условия для развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством с экологической направленностью. Задачи 1 года обучения: Личностные: адаптация ребенка к окружающему миру через декоративноприкладное творчество; воспитание вкуса, умение видеть красоту окружающего мира; воспитание трудолюбия и аккуратности в работе; удовлетворение потребностей детей и их родителей в общении. Метапредметные: развивать мелкую моторику рук (задача особенно актуальна для дошкольного и младшего школьного возраста). Развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство ритма, чувство цвета, графическую выразительность, чувство формы, глазомер и т.д.). Предметные: -формировать начальные знания, умения и навыки по изобразительному и декоративно- прикладному творчеству (формировать начальные знания о композиции, ознакомить с материалами и инструментами ИЗО и ДПИ), - обучать умению осуществлять свой замысел, выразительно передавать в работе главную мысль. Цель второго года обучения - создание условий для овладения обучающимися профессиональным мастерством, ремеслом исполнения рисунка, живописи, композиции некоторыми видами декоративноприкладного творчества. Задачи 2 года обучения: Личностные: раскрытие индивидуальных особенностей воспитанников (актуально для среднего школьного возраста); воспитание волевых качеств (трудолюбие, усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.); воспитание чувства красоты, доброты, умения работать в коллективе и помогать младшим воспитанникам. Метапредметные: продолжить развивать мелкую моторику рук; продолжать развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство композиции, пропорций, ритма, цвета, формы, вкуса); формировать навыки работы с различными материалами; формирование навыков работы с натуры (постепенное переключение с работы по воображению на работу с натуры). Предметные: продолжать удовлетворять познавательные потребности детей и их родителей в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества; формировать творческий подход в изобразительном и декоративноприкладном творчестве используя особенности среднего школьного возраста, стремление к самостоятельности и независимости и взлет интеллектуальных способностей; формировать знания о мировом искусстве. Цель третьего года обучения - создание условий для воспитания художественного вкуса, любви и уважения к искусству и культуре своей земли, своей страны и всего мира. Задачи 3 года обучения: Личностные: - формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством; - формировать у обучающихся культуру труда. Метапредметные: - формировать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.); - способствовать формированию у обучающихся интереса к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность. Предметные: - овладение обучающимися отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из различных природных и бросовых материалов; - приобретение первоначальных представлений в области прикладного творчества. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план 1 год обучения Кол-во часов №/№ 1. Название раздела, темы Подготовительный (презентация «Фантазия», комплектация этап Кол-во Теория Практика Формы часов мин мин контроля 2 2часа Опрос 2 2часа Опрос объединения набор и групп обучающихся) 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами 3. Работа с природным материалом (с яичной скорлупой, заушенными листьями и цветами, семенами) 3.1 «Осеннее дерево» 4 0,5 часа 3,5 часа Презентация 3.2 «Корзина с цветами» 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина 3.3 «Весёлые зверята» 4 0,5 часа 3ч,5 часа 3.4 «Лебеди» 2 0,5 часа 1,5 часа Наблюдение 3.5 «Рыбка» 2 0,5 часа 1,5 часа Викторина Анализ работ 4. Работа с бумагой, картоном, фольгой, салфетками 4.1 «Цветок» (панно) 6 0,5 часа 5,5 часа Викторина 4.2 «Мультфильмы» 6 0,5 часа 5,5 часа Анализ работ 4.3 «Испанский веер» 2 0,5 часа 1,5 часа 4.4 «Лесная полянка» 6 0,5 часа 5,5 часа 4.5 «Бабочка - красавица» 2 0,5 часа 1,5 часа 4.6 «Букет» 6 0,5 часа 5,5 часа 4.7 «Новый год» 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина Наблюдение Взаимоанализ работ Презентация Выставка работ 5. Поделки из пластикового материала 5.1 «Кормушка для птиц» 6 0,5 часа 5,5 часов Презентация 5.2 «Бусы для бабушки» 4 0,5 часа 3,5 часов Анализ работ 5.3 «Кораблик» 2 0,5 часа 1,5 часа Наблюдение 6. Работа с папье — маше 6.1 «Чайный сервиз» 10 0,5 часа 9,5 часов Презентация 6.2 «Жар-птица» 8 0,5 часа 7,5 часов Взаимоанализ работ 6.3 «Снеговик» 8 0,5 часа 7,5 часов Наблюдение 7. Работа с волокнистым материалом (изонить) 7.1 «Подарок для бабушки» 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина 7.2 «Веселые улитки» 6 0,5 часа 5,5 часов Анализ работ 7.3 Аппликация «Зонтик» 6 0,5 часа 5,5 часов Презентация 7.4 Закладок для книг 2 0,5 часа 1,5 часа Наблюдение Викторина Взаимоанализ работ 8. Работа с тканью 8.1 «Зима» 12 0,5 часа 11,5 часов 8.2 «Ёлочка - красавица» 10 0,5 часа 9,5 часов 8.3 «Весна» 8 0,5 часа 7,5 часов Наблюдение 9. Работа с соленым тестом 9.1 «Зоопарк» 4 10 Итоговое занятие 2 Итого 144 0,5 часа 3,5 часа Викторина 2часа Игра 9часов 135часов Учебный (тематический) план 2 год обучения Кол-во часов №/№ Название раздела, темы Подготовительный 1. (презентация этап Кол-во Теория Практика часов мин мин Формы контроля 2 2часа Опрос 2 2часа Опрос объединения «Фантазия», набор комплектация и групп обучающихся) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами 2. 3. Работа с природным материалом (с яичной скорлупой, заушенными листьями и цветами, семенами) 3.1 «Осенняя пора …» 4 0,5 часа 3,5 часа Презентация 3.2 «Грибная полянка» 4 0,5 часа 3,5 часа Анализ работ 3.3 «Весёлые зверята» 4 0,5 часа 3,5 часа 3.4 «Лебеди» 2 0,5 часа 1,5 часа 3.5 «Золотая рыбка» 2 0,5 часа 1,5 часа Викторина Наблюдение Викторина 4. Работа с бумагой, картоном, фольгой, салфетками 4.1 «Цветок» (панно) 6 0,5 часа 5,5 часов Презентация 4.2 «Сказочные герои» 6 0,5 часа 5,5 часов 4.3 «Испанский веер» 2 0,5 часа 1,5 часа Взаимоанализ работ Викторина Анализ работ 4.4 «Лесная опушка» 6 0,5 часа 5,5 часов Наблюдение 4.5 «Бабочка - красавица» 2 0,5 часа 1,5 часа 4.6 «Букет из роз» 6 0,5 часа 5,5 часов 4.7 «Новый год» 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина Выставка работ 5. Поделки из пластикового материала 5.1 «Кормушка для птиц» 6 0,5 часа 5,5 часов Презентация 5.2 «Бусы для бабушки» 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина 5.3 «Кораблик» 2 0,5 часа 1,5 часа Наблюдение 6. Работа с папье — маше 6.1 «Весёлый самовар» 10 0,5 часа 9,5 часов Анализ работ 6.2 «Волшебная птица» 8 0,5 часа 7,5 часов Викторина 6.3 «Снеговик» 8 0,5 часа 7,5 часов Наблюдение 7. Работа с волокнистым материалом (изонить) 7.1 «Подарок для бабушки» 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина 7.2 «Веселые улитки» 6 0,5 часа 5,5 часов 7.3 Аппликация «Зонтик» 6 0,5 часа 5,5 часов Взаимоанализ работ Презентация 7.4 Закладок для книг 2 0,5 часа 1,5 часа Наблюдение 8. Работа с тканью 8.1 «Новогоднее чудо» 12 0,5 часа 11,5 часов Анализ работ 8.2 «Ёлочка - красавица» 10 0,5 часа 9,5 часов Викторина «Весна 8.3 к нам в гости 8 0,5 часа 7,5 часов заглянула» Наблюдение 9. Работа с соленым тестом 9.1 «Зоопарк» 4 10 Итоговое занятие 2 Итого 0,5 часа 3,5 часа Викторина Игра 2часа 9часов 135 часов 144 Учебный (тематический) план 3 год обучения Кол-во часов №/№ 1. Наименование Кол-во разделов/тем часов Подготовительный этап 2 Теория Практика мин мин 2часа Формы контроля Опрос (презентация объединения «Фантазия», набор и комплектация групп обучающихся) 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами 2 2часа Опрос Работа с природным материалом (с яичной скорлупой, засушенными листьями и цветами, семенами) 3-6 «Лес осенью» 8 0,5 часа 7,5 часов Викторина 7-10 «Цветочная 8 0,5 часа 7,5 часов Презентация 8 0,5 часа 7,5 часов 4 0,5 часа 3,5 часа 4 0,5 часа 3,5 часа 11-14 15-16 17-18 корзина» «Весёлый зоопарк» «Лебеди» «Жар-птица» Анализ работ Презентация Наблюдение Работа с бумагой, картоном, фольгой, салфетками 19-26 «Любимый мультфильм» 16 0,5 часа 15,5 часов 27-32 «Лесная опушка» 12 0,5 часа 11,5 часов 33-34 «Бабочка 4 0,5 часа 3,5 часа «В гостях у сказки» 16 0,5 часа 15,5 часов «Букет» 12 0,5 часа 11,5 часов «Новый год» 12 0,5 часа 11,5 часов Викторина «Пасхальный натюрморт» 12 0,5 часа 11,5 часов Презентация «Подводный мир» 12 0,5 часа 11,5 часов 35-42 43-48 49-54 55-60 61-66 - Презентация Викторина Наблюдение красавица» Анализ работ Выставка работ Наблюдение Поделки из пластикового материала 67-68 «Кормушка птиц» 69-70 для 4 0,5 часа 3,5 часа Наблюдение «Зимний лес» 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина 71-72 «Символ года» 4 0,5 часа 3,5 часа Анализ работ 73-74 «Весенняя оттепель» 4 0,5 часа 3,5 часа Наблюдение Работа с папье — маше 75-82 «Чайный сервиз» 16 0,5 часа 15,5 часов Презентация 83-88 «Дед Мороз» 12 0,5 часа 11,5 часов Викторина 89-96 «Кувшинки» 16 0,5 часа 15,5 часов Анализ работ Работа с волокнистым материалом (изонить) 97-98 «Зимующие птицы» 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина 99-100 «Весенний цветок» 4 0,5 часа 3,5 часа Практическая работа Работа с тканью 101102 103104 «Зима» «Ёлочка - 4 0,5 часа 3,5 часа Наблюдение 4 0,5 часа 3,5 часа Викторина 4 0,5 часа 3,5 часа красавица» «Весна» 105- Наблюдение 106 Работа с соленым тестом 107 «Забавные зверята» 2 2часаа 108 Итоговое занятие 2 2часа 108 Итого 216 9 часов 207часов Раздел № 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Викторина Игра Теоретическая часть. Набор и комплектование групп. Индивидуальное консультирование родителей обучающихся по интересующим их вопросам обучения их детей в детском объединении «Фантазия». Используемые методы: словесный. Раздел № 2. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с дополнительной образовательной программой по декоративно-прикладному творчеству детского творческого объединения «Природа и фантазия»: разделами, расписанием занятий, требованиям к занятиям. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Презентация достижений обучающихся детского творческого объединения «Природа и фантазия» прошлых лет. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения. Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный. Раздел № 3. РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (с яичной скорлупой, засушенными листьями и цветами, листьями, семенами) Теоретическая часть. Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе. Практическая часть. Проведение экскурсии в парк с целью сбора природных материалов. Изготовление различных композиций из засушенных трав, цветов, веток, листьев, яичной скорлупы и т.д. Первоначальная диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств обучающихся методом наблюдения. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный, диагностический. Раздел № 4. РАБОТА С БУМАГОЙ, КАРТОНОМ. ФОЛЬГОЙ Теоретическая часть. Беседа об истории возникновения бумаги, картона, фольги. Знакомство с их свойствами и видами. Знакомство с терминологией: аппликация, торцевание, квиллинг, оригами и др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном, фольгой: клеевых и бесклеевых, плоскостных и объемных и др. Практическая часть. Изготовление различных поделок из бумаги, картона и фольги в различных техниках плоскостного и объемного моделирования. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный. Раздел № 5. РАБОТА С ПЛАСТИКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ. Теоретическая часть. Интересные факты из истории возникновения полимерных материалов и их применение в быту. Особенности технологии работы с синтетическим и полимерным материалом. Знакомство с терминологией: пластик, полимер, пластмасса и др. Практическая часть. Изготовление различных поделок из пластикового материала: ваз, рыбок, цветов и т.д. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный. Раздел № 6. РАБОТА С ТКАНЬЮ. Теоретическая часть. История возникновения тканых материалов. Интересные исторические факты о появлении различных тканых материалов. Классификация видов тканей. Особенности обработки. История об игле и булавке. Знакомство с терминологией: тканый материал, уток, основа, переплетение и др. Практическая часть. Изучение швов, изготовление аппликации из ткани: чехол для телефона, кукол-скруток и т.д. Повторная диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств обучающихся методом наблюдения. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный, диагностический. Раздел № 7. РАБОТА С ВОЛОКНИСТЫМ МАТЬЕРИАЛОМ. Теоретическая часть. Знакомство с различными видами волокнистого материала. Изучение классификации волокнистых материалов по принципу изготовления и по составу волокна. Знакомство с использованием волокнистого материала в быту и на производстве. Знакомство с терминологией: нить, волокно, пряжа, крутка, мононить, изонить и др. Практическая часть. Изготовление подарочных сувениров. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный. Раздел № 8. РАБОТА С СОЛЁНЫМ ТЕСТОМ. Теоретическая часть. Знакомство с технологией получения соленого теста. Презентация детских работ объединения «Природа и фантазия» из соленого теста прошлых лет. Практическая часть. Изготовление поделок различной формы. Правильное сушение данного материала. Роспись. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный. Раздел № 9. РАБОТА С ПАПЬЕ-МАШЕ. Теоретическая часть. Знакомство с историей появления техники. Интересные факты применения техники папье-маше в быту, искусстве, театре, дизайне и др. знакомство с различными технологиями приготовления материалов для папье-маше. Знакомство с терминологией: муляж, декупаж и др. Практическая часть. Изготовление различных поделок из папье-маше. Подведение итогов года. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный. Раздел № 10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Практическая часть. Игровые конкурс для всех обучающихся детского творческого объединения, с вручением грамот и дипломов. Итоговая диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств обучающихся методом наблюдения. Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса и тестирования. Используемые методы: диагностический, практический, иллюстративно-демонстрационный. Раздел № 11. КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Практическая часть. Участие обучающихся детского творческого объединения «Природа и фантазия» в мероприятиях СЮН Используемые методы: практический, познавательный. Раздел № 12. ПОДГОТОВКА К КОНКУРСАМ И ВЫСТАВКАМ. Практическая часть. Изготовление поделок на городские конкурсы и выставки декоративно-прикладного творчества: «Новогодний и рождественский сувенир», «Весна в подарок» и др. Используемые методы: практический, словесный. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу декоративно - прикладного творчества с экологической направленностью: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. - метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). - предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе занятий опыт творческой деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы: • участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях Центра; • участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративноприкладного творчества. Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы: • предметные результаты — знание терминологии (торцевание, модульное конструирование, экология, природоохранная акция и т.д.); — формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок из различных материалов (пластилин, краски, бумага, природный, бросовый материал); • метапредметные результаты — развитие фантазии, образного мышления, воображения; — выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира; • личностные результаты — формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.); — формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело. Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся. 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов (пластилин, краски, бумага, природный, бросовый материал); • кабинет со столами, стульями и школьной магнитной доской; Информационное обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает: • литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.); • иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.). Кадровое обеспечение Программа предусмотрена для педагога со средне-специальным или высшим педагогическим образованием без предъявления к стажу педагогической работы или лица, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, представленное по рекомендации директора учреждения. Автор: Гордейчик Ольга Владимировна Должность: педагог дополнительного образования, 1 кв. категории Место работы: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Месторасположение: г. Краснотурьинск, Россия Методические материалы Дополнительная образовательная программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.): • традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.); • современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская). Педагогические технологии, используемые на занятиях Технология, метод, Образовательные Результат прием события Технология личностно- Участие в городских Способность выразить ориентированного обучения конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях Центра «Истоки» Здоровье сберегающие Проведение технологии физкультминуток релаксирующих пауз и Мозговой штурм Разработка макета изделия образа, будущего Технология коллективного творчества Обучение и общение в группе Проектная технология Разработка эскизов, макетов изделий Технология развивающего обучения Развитие фантазии, воображения Педагогическая мастерская Самостоятельный поиск знаний, открытие чегото нового свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье Способность творить, создавать нечто принципиально новое, не копируя кого-либо Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других Способность разрабатывать эскизы и макеты Способность воплощать свои фантазии и идеи в изделии Способность работать самостоятельно и творчески Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий: • традиционное занятие по алгоритму: — вступление, — объяснение темы, — практическая часть, — подведение итогов; • занятие-экскурсия: — на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников), — в парк — с практической целью (сбор природных материалов); • беседа-презентация по алгоритму: — вступление, — объяснение темы, — наглядная демонстрация, — обсуждение, — подведение итогов; • итоговое занятие В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы: • наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов; • игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие; • диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля; • проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки; • словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки. 1.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной программы: • ежегодная выставка работ детского творческого объединения «Фантазия» в образовательном учреждении; • копилка детских работ в различных техниках исполнения; • отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастерклассах, в которых они принимали участие или посетили. Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает: • индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися; • тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала. Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения Оцениваемые показатели 1 Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений Степень владения на практике различными техниками и приемами Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами Степень развития фантазии, образного мышления и воображения Степень участия в выставках и конкурсах Степень выраженности оцениваемого показателя 2 «―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии) «+» (Обучающийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения) «―» (Обучающийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы с различными материалами) «+» (Обучающийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов) «―» (Обучающийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы) «+» (Обучающийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала) «―» (Обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение) «+» (Обучающийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания) «―» (Обучающийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания поделок на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях) «+» (Обучающийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках) Степень аккуратности при «―» (Обучающийся умеет организовать изготовлении поделок свое рабочее место, но менее усидчив и менее организован) «+» (Обучающийся проявляет усидчивость, терпение) Степень увлеченности работой «―» (Маршрут действий диктуется и заинтересованности в педагогом, обучающийся мало проявляет результате инициативу) «+» (Обучающийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат) Степень взаимодействия, «―» (Коммуникативная культура не сотрудничества с другими развита, обучающийся не испытывает обучающимися в объединении потребности в тесном творческом общении с другими обучающимися, не участвует в массовых мероприятиях в объединении) «+» (Обучающийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися) Степень выраженности оцениваемого показателя: «—» — не наблюдается; «+» — наблюдается. 2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с. 2. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова [Текст]. — М.: ООО «Издательство АТС»; Минск :Харвест, 2002. — 224с. 4. Конышева, Н.М. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятий с детьми 6 — 9 лет дома и в школе [Текст]. — М: Пресс, 1995. — 32с. 5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству). 6. Мастерица / Сост. Сокол, И.А. [Текст] — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. — 431с. — (Женский клуб). 8. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 224с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»). 9. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя начальных классов по внешкольной работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1985. — 112с. 10. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внешкольной работе / А.М. Гукасова, Е.И.Мишарева, И.С.Могилевская и др. [Текст]. — М.: Просвещение, 1984. — 192с. 11. Сувениры — самоделки / Авт.—сост. Л.Н.Лосич [Текст]— Мн.: «Элайда», 1998. — 224с. 12. Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст]. — М. Просвещение: Владос, 1994. —216с. 14. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с. 15. Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые руки») Работа с природным материалом 1. Бондрь, Е.Ю., Герук, Л.Н. 100 поделок из яиц [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки») 2. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]. — М.: Просвещение, 1991. — 175с. 3. Перевертень, Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука [Текст]. — М.: АСТ, 2005. — 14 с. — (Поделки своими руками) 4. Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ [Текст]. — СПб.: «Детство — Пресс», 2004. — 96с. Работа с бумагой, картоном, фольгой 1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Поделки из фольги: Методическое пособие для ДОУ и начальной школы [Текст]. — М.: Изд. «Сфера», 2003. — 128с. — (Серия «Вместе с детьми») 2. Выгонов, В.В. Изделие из бумаги [Текст]. — М. Изд. дом МСП, 2001. — 128с. 3. Горичева, В.С., Филиппова, Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 96с. — (Лучшие поделки) 4. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]. — М.: Просвещение, 1987. — 128с. 5. Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 1999. — 144с. — (Серия: «Умелые руки») 6. Мейстер, Н.Г. Бумажная пластика. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2001. — 64с. 7. Румянцева, Е.А. Праздничные открытки [Текст]. — М.: Айрис — пресс, 2005. — 176с. — (Внимание: дети!) 8. Поделки из пластикового материала 9. Оригинальные украшения: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. Н.Сухановой; лит. Обработка И. Ермаковой [Текст]. — М.: Аст—Пресс, 2001. — 160с. — (Энциклопедия) Работа с тканью 1. Митителло, К.Б. Аппликация. Дом из ткани [Текст]. — М.; Изд-во «Культура и традиции», 2004. 2. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек — сувениров [Текст]. — М.: Просвещение; 1990. — 176с. 3. Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 208с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить») 4. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн. для учителя по внеклас. работе [Текст]. — М.: Просвещение, 1990. — 1160с. 5. Рукоделие для детей / Калинич М., Павловская Л., Савиных В. [Текст] — Мн.: Полымя, 1998. — 201с. 6. Шалда, В.В. Цветы из ткани для любимой мамы [Текст]. — М.: ООО «Издво АСТ», 2004. — 31 с. — (Подарок своими руками) Работа с волокнистым материалом. Изонить 1. Браницкий, Г.А. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток [Текст]. — Кызыл: ООО «Изд-во АСТ», 2005. 2. Гусарова, Н.Н. Техника изонити для дошкольников: Методическое пособие [Текст]. — СПб.: «Детство — Пресс», 2004. — 48с. 3. Леонова, О.В. Рисуем кистью: Ажурные картинки [Текст]. — СПб.: Изд. дом «Литера», 2005. — 128с. — (Серия «Детское творчество») Работа с солёным тестом. Лепка 1. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]. — СПб : Изд. дом «Кристалл», 2001. — 192с. 2. Кискальт, И. Соленое тесто. Пер. с нем. [Текст]. — М.: Информационно— издательский дом «Профиздат», 2002. — (Серия «Увлекательное моделирование»). 3. Кискальт, И. Соленое тесто / Пер. с нем. [Текст]. — М.: Аст—Пресс книга, 2003. — 144с. — (Золотая библиотека увлечений) 4. Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст]. — М.: Изд. дом МСП, 2005. — 128 с. 5. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. — 128с. Работа с папье — маше Бельтюкова, Н., Петров, С., Кард, В. Учимся лепить: Папье—маше. Пластилин [Текст]. — М.: Изд-во «Эксмо-пресс», 2001. — 224с.