ЭкоВернисаж

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа естественнонаучной, художественной
направленности «Эковернисаж»
Возрастная категория 7-12 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Турчанинова Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Краснотурьинск 2022г.

Содержание
Титульный лист.
1. Перечень нормативно-правовых документов.
2. Комплекс основных характеристик.
2.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Актуальность
Отличительные особенности
Адресат
Обьём общеразвивающей программы
Срок усвоения программы
Уровневость
Форма обучения
Виды занятий
Форма подведения результатов
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план 1 год
Учебно-тематический план 2 год
Учебно-тематический план 3 года
3. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
2

4. Литерату
1. Титульный лист.
Перечень нормативно-правовых документов.
Федеральный уровень:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726) (далее- Концепция
развития дополнительного образования детей);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016г. №11) (далееФедеральный приоритетный проект).
Региональный уровень:
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019г. №461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области».
Постановление
Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. №503 ПП «О системе
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
на территории Свердловской области».
Приказ Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2019г.
№162-Д « Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035г.». Приказ Министерства образования
и молодежной политике Свердловской области от 26.06.2019г. №70-Д «Об
утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области».
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ « Об образовании в РФ (далее-ФЗ
№273).
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
3

дополнительным общеобразовательным программам» (далее- Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам). Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» (ДалееСанПиН).
Письмо Минобрнауки
России №09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении информации» (вместе
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014г. № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Согласно ФЗ №273 (ст.12. п.5) образовательные программы самостоятельно
разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность.
2. Комплекс основных характеристик.
2.1. Пояснительная записка:
Направленность художественная.
Общеобразовательная, общеразвивающая,
программа «Эковернисаж»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования, Основанием для разработки
программы являются следующие нормативно-правовые документы: Закон
Российской Федерации от 10 июля 1992 года Об образовании; Закон РФ Об
утверждении Федеральной программы развития образования; Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года; Конвенция о
правах ребенка; Программа развития «Станции юных натуралистов», СанПиН.
общеобразовательная
и
общеразвивающая
программа
«Эковернисаж» является педагогически целесообразной. Данная программа
является художественной с экологической направленностью. Ее реализация
4

позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения,
но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его
эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям,
создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному
поведению, уважению, терпению и усидчивости.
Программа "Эковернисаж" вводит ребенка в удивительный мир природы и
творчества с помощью таких видов художественного творчества, как рисунок и
живопись,флористика, аппликация, лепка и шитьё, поделки из бросового
материала, поделки из природного материала, дает возможность поверить в
себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей,
нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей,
будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию
искусства и природы, но и создавать ее в любой иной, чем художественное
творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее
и на отношения с людьми, с окружающим миром. В связи с этим разработанная
дополнительная,
Актуальность.
Программа
заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и
оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно-прикладного
искусства, развивать свои креативные способности. Развитие творческих
способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие
способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие
изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности
использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных,
традиционных решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в
удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в
самореализации личности.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая
экологическим направлением должна способствовать:

программа

с

 формированию интересов у обучающихся к экологии через занятия декоративноприкладным творчеством,
5

 воспитанию творческой креативной активности и познавательности,
 развитие их творческих способностей и направленность на конечный результат,
 создания среды для развития ребенка.
У детей 7-12 лет хорошо развита механическая память, произвольное внимание,
наглядно – образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе
жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются
познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Педагог помогает ребёнку открыть мир во всём богатстве и многообразии
декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие; аппликация,
конструирование,
изобразительное
искусство,
декоративно-прикладное
искусство, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены
единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка.
Новизна программы; она обусловлена учётом возрастных особенностей
творчества, рисование с использованием нетрадиционных техник; графика,
граттаж, работа с гуашью и акварелью, гелевые ручки, лепка из солёного теста,
аппликация и поделки из бросового и природного материала из гофрированной
бумаги, шитьё из вторичного сырья.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность
проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее
эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития
творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной
творческой деятельности.
Отличительная особенность
Ценность программы очевидна, в ней введен совершенно новый и очень важный
раздел - эстетическое воспитание, где личность ребенка поставлена во главу
обучения и воспитания, усилены социальные функции художественного
творчества.
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность
обучающихся на занятиях в разнообразных формах: изображение на плоскости и
в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений
действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СDпрограмм); обсуждение работ товарищей; результаты собственного
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
6

художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и
литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством
приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном
контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих
проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия,
объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной
выразительности

обучающиеся

осваивают

на

протяжении

всего

курса

программы.
Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в
себе все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и
декоративно - прикладное искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия
с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью
общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех
основных

видов

пространственных
декоративного.

Эти

художественной
искусств:
три

вида

деятельности

конструктивного,
художественной

для

визуальных

изобразительного
деятельности

и

являются

основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие
виды:

изобразительные

искусства

-

живопись,

графика,

скульптура;

конструктивные искусства - моделирование оригами, дизайн; различные
декоративно - прикладные искусства.
Адресат.
Программа рассчитана на детей 7-12 лет. В данном возрасте ребёнок проявляет
интерес к творчеству, у него развито воображение и фантазия, выражено
стремление к самостоятельности.
Ребенок нацелен на достижение
положительных результатов в новой социальной роли - ученика.

7

Это
качество
очень
важно
для
формирования
художественной
культуры, творческого
потенциала
каждого
ребенка:
фантазии,
наблюдательности.
Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие
психических процессов непосредственного познания окружающего мира –
ощущений и восприятий. Дети 7-9 лет отличаются остротой и свежестью
восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший
школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для
него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в
целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение,
которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим
образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений
к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует
характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем
школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения,
происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает
формироваться общественная направленность личности.
Подростки (10-12 лет) испытывают конфликты с самим собой и с другими.
Через внешние срывы и восхождения они могут обрести чувство личности.
Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми,
кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность
подростку смотреть на себя по-новому. Для детей подросткового возраста,
наиболее оптимальной формой общения становится детское творческое
объединение. Именно здесь в ДТО «Эковернисаж» особой школой становится
общение со сверстниками, педагогом.
Режим занятий:
Занятия по программе в «Эковернисаж» проводятся:
1-й год – 144 часа, 2 занятия в неделю по 2 часа;
2-й год – 144 часа , 2 занятия в неделю по 2 часа;
3-й год –144 часов, 2 занятия в неделю по 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (40минут).
8

Продолжительность учебного года в 2017-2018 учебном году составляет
учебных недель.

36

Данная программа рассчитана на 3 года. Общее количество учебных часов в год
– от 144 час.
Объём .
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эковернисаж» рассчитана на три года обучения по 144 часа каждый год
обучения:






первый год обучения – 144 часа; - это начальный этап, на уровне
исполнительской, репродуктивной деятельности, предполагает знакомство
воспитанников с правилами безопасности при работе с инструментами и
электроприборами, санитарно-гигиеническими требованиями, знакомство с
особенностями используемого в работе материала; обучение навыкам
использования основных инструментов, освоение основных технических
приёмов работы с различным материалом. Этап способствует развитию интереса
к сотворчеству в коллективе. Воспитанники приобретают первичный опыт в
представлении своих работ на выставках;
второй год обучения – 144 часа; - на данном этапе формируется более устойчивая
потребность в занятии различными видами декоративно-прикладного
творчества, участие в выставках более высокого уровня;
третий год обучения – 144 часа; в этот образовательный период помимо
овладения воспитанниками новыми специальными знаниями и возможностями
применить полученные знания на практике, также создаются условия для
самостоятельного выполнения детьми авторских творческих работ (композиции,
панно и т.д.).
Уровневость общеразвивающей программы.
Содержание и материал программы организованны от минимальной сложности
к более сложной; «стартовый уровень» определяет знания учащихся, «базовый
уровень» дается всем одинаково во время занятий,
«продвинутый уровень» уделяет особое внимание на более углубленное
изучение предмета.
9

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в
центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации
своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных
запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск
новых творческих ориентиров и предусматривают:
• самостоятельность учащихся;
• развивающий характер обучения;
• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
Дополнительная образовательная
педагогические принципы:

программа

опирается

на

следующие

• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от
простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих
заданий;
• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение
разделов (блоков) программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими
детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для
группы.
Формы обучения.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей
через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив
единомышленников, способных воспринимать информацию и работать
творчески вместе.
10

• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и
консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая
активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков
самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества
обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и
четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить
обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Занятия по программе проводятся в группе обучающихся по 9-10 человек. В
детское творческое объединение принимаются все желающие дети школьного
возраста (7-12 лет), без какого-либо отбора и конкурса.
• Групповая
Ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют
более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны
друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и
качество работы.
Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к
разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную работу любой
ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже
конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся
получались быстрее и качественнее.

Виды занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия; беседы, чтение книг, практические
занятия, мастер-класс, презентации, открытое занятие, игры, праздники,
викторины другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
11

- Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу);
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на
занятиях:
- Фронтальный – одновременная работа со всеми;
- Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- Групповой – организация работы в группах;
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, самостоятельное
решение проблем.

Форма подведения результатов.
Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной
программы:
• выставки работ детского творческого объединения «Эковернисаж» в
образовательном учреждении;
12

• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• отзывы обучающихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в
которых они принимали участие или посетили.
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной
программы предполагает:
• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов
обучающимися;
• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения
теоретического материала.
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное
образование не имеет четких критериев оценки результатов практической
деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма
подведения итогов. Такая форма работы позволяет ребятам критически
оценивать не только чужие работы, но и свои.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы — творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности,
посредством занятий изобразительной деятельностью и приобщение к
достижениям мировой художественной культуры.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Обучающие: (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
1. знакомство с жанрами изобразительного искусства;
2. знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
3. овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от
точки зрения;

13

4. приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие:
обучающихся

(связаны
и

с

совершенствованием

приобретением

детьми

общих

общих

способностей

умений

и

навыков,

обеспечивающих освоение содержания программы):
1. развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
2. развитие колористического видения;
3. развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
4. улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
5. формирование организационно-управленческих умений и навыков
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
6. развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к
обществу, другим людям, самому себе):
1. формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
2. формирование уважительного отношения к искусству разных стран и
народов;
3. воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.
Содержание курса (первый год обучения)
14

Цель: развивать важнейшее для творчества умение изображать, видеть и
понимать художественные образы.
Основные задачи:
- помочь овладеть приемами рисования красками, мелками, карандашами;
- донести до понимания детей, о чем может говорить искусство;
-научить воспринимать художественные образы и выражать цветом,
передавать линией, настроение, состояние, понимать художественные образы.

Второй год обучения.
Цель: Научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг
себя и создавать оригинальные образы.
Основные задачи:
- помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни;
развить воображение и образное мышление, наблюдательность и внимательность;
-

совершенствовать

владение

художественными

инструментами

и

материалами;
- познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного
искусства.
Третий год обучения.
Цель: научить детей работать самостоятельно, запоминать вокруг себя;
природу, животных, человека, архитектуру и самому создавать уникальные
образы.
Основные задачи:
15

- помочь детям самостоятельно увидеть труд художника в окружающей
жизни; развить воображение и образное мышление, наблюдательность и внимательность;
-

совершенствовать

владение

художественными

инструментами

материалами;
- познакомить детей с видами и жанрами изобразительного искусства;

16

и

2.3. Содержание общеразвивающей программы:
В программу включены пять разделов:
«Изобразительное искусство» - 36 часов;
Изучение
техник
и
материалов,
композиций на заданную тему.

самостоятельное

составление

«Аппликация» - 32 часов;
Работа с цветной бумагой и картоном, оригами, салфетки, смешанные
техники, с использованием отходных материалов.
«Флористика»- 20 часов;
Флористика как вид творчества доступна и интересна в любом возрасте.
Начинается с выхода на природу и сбора природных материалов. Научив
школьников делать красивые и необычные вещи своими руками, мы научим
их любить природу, ценить красоту и использовать в своих работах.
«Лепка » - 20 часов;
Лепка плоских игрушек связана с народным искусством, что способствует
сохранению традиций русского народа. Происходит эстетическое воспитание
детей, развитие их фантазии, художественного вкуса. В процессе работы не
требуется специальных инструментов и приспособлений. Сувениры,
сделанные своими руками, пользуются большим спросом даже сейчас. Это
замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с
удовольствием занимаются и дети, и взрослые, поэтому появляется шанс
привлечения родителей к творческому процессу.
«Шитьё » - 36 часов;
Выполнение объемных игрушек дает представление о форме модели, её
конструкции, условной трактовке образа животного и человека. Школьники
осваивают правила раскроя, пошива и оформления объёмных моделей.
Происходит знакомство с различными видами тканей, их свойств. Для шитья
мы используем вторичный или бросовый материал.
Лучшие работы могут использоваться как демонстрационный материал и
участия их в выставках.
17

Методическое обеспечение программы
Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты сборки изделий (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Методические разработки:
– Презентация «наш кружок».
– «Цветочные композиции».
– «Детские рисунки».
– «Игрушки, сшитые детьми».
– «Аппликации».

2.3. Учебно-тематический плана 1 год
№ Название темы

Количество часов

Формы контроля

всего теория практика
1. Блок: Осень золотая (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1

Введение.
Чем 2
и как рисует художник.

1

Опрос,
аттестация,
работа

2

ИЗО.
Цветоведение. 12
«Пейзажная фантазия»

6

3

Флористика.
«Живые картины»

8

4

4

Практическая
работа,
наблюдение, устный опрос

4

Аппликация
«Цветик-семицветик»

8

4

4

Практическая работа,

1

6

входящая
практическая

Практическая
работа,
наблюдение, устный опрос

наблюдение, устный опрос
18

5

Шитье.

10

4

6

Практическая
устный опрос

4

4

Практическая
работа,
наблюдение, устный опрос

«Раз стежок, два стежок»
6

Лепка
опушка»

«Лесная 8

работа,

2. Блок: Зимушка-зима (декабрь, январь, февраль)
7

ИЗО,Рисунок, живопись 12
«Зимние узоры»

6

6

Практическая
работа,
наблюдение, устный опрос

8

Шитьё.
игрушки»

4

6

Практическая
устный опрос

работа,

9

Аппликация
«Мой домашний друг»

8

4

4

Практическая
устный опрос

работа,

10 Лепка.
«Снеговик»

10

4

6

Практическая
работа,
наблюдение, устный опрос

11 Флористика

8

4

4

Практическая
наблюдение

«Веселые 10

«Зимний букет».

работа,

3. Блок: Весна-красна (март, апрель, май)
12 Рисунок, живопись

12

6

6

Практическая
работа,
наблюдение, устный опрос

13 Аппликация.
10
«Чудесное превращение»

4

6

Практическая
работа,
наблюдение, устный опрос

14 Лепка
«Зоопарк»

4

6

Практическая
работа,
наблюдение, устный опрос

«Куклы» 8

4

4

Практическая
устный опрос

8

4

4

Практическая
работа,
устный опрос. Итоговая
аттестация

«Портреты друзей».

15 Шитьё

10

16 Флористика.
«Дерево счастья».

работа,

19

Итого:

144

67

77

Содержание курса (первый год обучения)
Цель: развивать важнейшее для творчества умение изображать, видеть
и понимать художественные образы.
Основные задачи:
-

помочь

овладеть

приемами

рисования

красками,

мелками,

карандашами;
- донести до понимания детей, о чем может говорить искусство;
- научить воспринимать художественные образы и выражать цветом,
линией передавать, настроение, состояние;
понимать художественные образы.

Первый блок. Осень золотая.
Подготовительный этап и презентация ДТО, набор групп.
1.Вводное занятие «Чем и как рисует художник?».
Вводный инструктаж: инструкция по технике безопасности и охране труда.
Теория: Показ и рассказ о материалах и инструментах, которыми будут
пользоваться маленькие художники.
Практика; Рисуем «летний день», пробуем использовать новые инструменты
в рисунке. Рисуем цветными гелевыми ручками.
Первичная диагностика учащихся.
2. Изобразительное искусство «Пейзажная фантазия»
Цветоведение. Основные и дополнительные цвета.
«Радуга»

20

Теория:Разбираем радугу на основные и смешанные цвета. Находим три
основных цвета. Выбираем, какие цвета надо смешать, чтобы получить
дополнительные цвета.
Практическая работа: Берём три основных цвета. На палитре смешиваем
дополнительные цвета и рисуем радугу. Под радугой предлагаем нарисовать
основные цвета.
Цветоведение. Теплые цвета.
«Бабочка».
Теория; представляем вулкан, огонь-горячий, пламя имеет красный и желтый
цвет, предлагаем выбрать из коробки цветных карандашей только те которые
имеют теплые оттенки; желтый, оранжевый, красный, розовый, бордовый.
Практика; рисуем веселую бабочку на цветке, выбранными карандашами.
Цветоведение. Холодные цвета.
«Подводный мир».
Теория: где живут аквариумные рыбки, какого цвета вода в аквариуме, какие
цвета надо взять для рисования воды. Изучаем аквариумных рыбок;
меченосец, гурами, малинезии.
Практика; выбираем синий и голубой цвета в акварели.холодными цветами
рисуем волны в аквариуме для рыбки, на сине-голубой фон приклеиваем
рыбок, нарисованных и вырезанных из листа бумаги.
Пленер. Разнообразие форм в природе
«Листья клена, березы, рябины».
Теория; наблюдаем за разными деревьями, находим различие в их форме, в
форме листьев, их цвета осенью. Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Листок».
Собираем разные листья.
Практика; рисуем простым карандашом три разных листика, затем
раскрашиваем их акварелью по-сырому.
Выход на опытный участок группой, изучение деревьев, сбор листочков и
веточек для композиции на стихи М. Ю. Лермонтова «Листок».
21

Пейзаж. Смешанная техника.
«Деревья в нашем парке».
Теория; что такое пейзаж? Рассматриваем картины русских художников.
Определяем осенние цвета для пейзажа. Аллея со скамеечками, разные
деревья.
Практика; Рисуем осенний пейзаж акварельными красками и восковыми
мелками; осенняя аллея, скамейки, деревья разных пород.
3. Флористика «Живые картины»
Плоскостная флористика (ошибана)
«Картина из живых цветов»
Теория;Ошибано-искусство составления композиций из
плоскости. Презентация. Создание панно из живых цветов.

цветов

на

Практика; у нас целое ведро живых цветов, каждый ученик выбирает
себенесколько листьев и цветов. На картон сначала выкладываем, составляем
композицию. Затем при помощи скотча поэтапно собираем нашу
картину.Получился «букет в рамке».
Объемные формы, букет (икебана)
«Букет в стакане»
Теория; Икебана-это искусство составления цветочных
Презентация. Объяснение составление мини-букета.

композиций.

Практика; каждый ученик выбирает себе предложенную емкость-вазу, а так
же живые цветы. Составляем композицию «Букет в стакане. Для работы
предложены цветные камешки, перышки и стразы.
Плоскостная картинаиз семян и круп
«Каравай»
Теория;Какие семена и крупы можно использовать в работе? Гречка, горох,
пшено, рис семена подсолнечника, тыквы, кабачка, мака. Твердая подложкаоснова
картины.
Клей
силикатный
для
приклеивания
семян.
Практика; На листе картона рисуем праздничный хлеб – каравай. На каравае
22

рисуем узоры. По рисунку выкладываем семена и крупы.И приклеиваем к
картону.
Флористические коллажи
«Ёжик с грибами»
Теория; Работа с сухим природным материалом. Используем сухие листья
разного цвета, ягоды рябины, сухие травинки и цветочки, мох.
Практика;
Сначала делаем фон из травки. Составляем ежика и украшаем его «грибами»
из листьев и ягодами. Все детали приклеиваем на силикатный клей.
4. Аппликация «Цветик-семицветик».
Аппликация. Работа с цветной бумагой.
«Вазочка с цветами».
Теория; Изучение геометрических фигур: круг, квадрат, овал,
треугольник.Практика; Рисуем форму вазочку, используя данные фигуры.
Вырезаем вазу и украшаем ее орнаментом. Приклеиваем букет цветов.
Аппликация. Оригами. Коллективная работа.
«Тюльпаны»
Теория; Изучение оригами. Разбор складывания бумаги по примеру из книги.
Практика; Оригами из бумаги, медленно складываем по схеме бумагу, чтобы
получился тюльпан. Цветы ставим в общую корзину.
Аппликация. Открытка с объемными формами.
«Подарок маме».
Теория; Смотрим, как сделать цветы из разноцветных салфеток.
Складываем картон в виде открытки. Делаем цветы при
степлера, приклеиваем цветы на открытку и украшаем стразами.

Практика;
помощи

Аппликация. Объемные формы.
«Вазон».
Теория; нам нужен картон (втулка от туалетной бумаги), цветная бумага,
самоклеящаяся бумага, сухие цветы.
Практика;
Берем втулку и заклеиваем дно, затем обклеиваем ее цветной бумагой и
23

мастерим ручки для вазона. Посередине приклеиваем
самоклеящейся бумаги. В готовый вазон ставим сухие цветы.

цветок

из

5. Шитье «Раз стежок, два стежок»
Шитье. Изучение простого стежка
«Варежки из фетра»
Теория; чтобы что-то сшить, надо изучить несколько простых стежков.Самый
простой – это наметочный шов.
Его мы будем использовать.
Практика; Для шитья используем фетр. Вырезаем по выкройке не сложный
силуэт варежки. Смотрим, как шьет педагог, и повторяем за ним. Первую
варежку шьем с помощью педагога, а вторую шьем сами.
Шитье; Первая игрушка
«Божья коровка»
Теория; Фетр, черные нитки, игла. Рассказ как поэтапно сшить коровку. Шить
будем петельчатым швом через край.
Практика;
Вырезаем по выкройке все детали божьей коровки. Накладываем деталь на
деталь, сшиваем швом через край. Оставляем маленькую дырочку и
наполняем заготовку синтепоном, затем дошиваем коровку. Теперь божья
коровка готова, осталось только приклеить точки.
Шитье. Объемная форма
«Мячик»
Теория; Фетр четырех цветов. Нитки для шитья, наполнитель.
Изучаем
новый шов «назад иглой», этот шов самый крепкий.
Практика;
Вырезаем выкройку. Прошиваем боковые швы мяча.Последний бок не
прошиваем, заполняем мяч синтепоном. Теперь зашиваем проем потайным
швом. Мячик готов.
Шитье. Вторая жизнь носка
«Спящий котик»
Теория; из пары старых носков можно сшить очаровательного котенка.
Смотрим презентацию по изготовлению кота.
Практика;
у носка с двух сторон делаем надрезы для лапок. С внутренней стороны шьем
24

лапки швом через край, не забываем наполнить заготовку синтепоном. Из
второго носка делаем хвост и голову и пришиваем к коту.
Шитье. Вторая жизнь носка
«Веселый кот»
Теория;
рассматриваем
работы
педагога
«
котик
сидит».
Практика; понадобится пара детских носков. Из первого носка шьем
туловище. Там где пятка будет попка кота, от кончика носка делаем разрез-это
будут ноги. От второго носка отрезаем часть-это голова,наполняем голову
синтепоном и зашиваем швом «через край» немногостягиваем чтобы
получилась круглой. Пришиваем голову к туловищу. Пришиваем хвостик,
глазки, носик и вышиваем ротик.
6. Лепка «Лесная опушка»
Лепка. Плоскостная картина из пластилина
«Мухомор»
Теория; Картон, пластилин. Какого цвета гриб? Где он растет? Почему его
боятся мухи? Вреден ли он для человека?
Практика;
на картоне рисуем гриб мухомор, прорисовываем задний фон-это полянка и
лес. Путем размазывания «рисуем пластилином» задний фон. Затем начинаем
вылепливать гриб, на шапочку приклеиваем белые точки.
Лепка. Объемные формы из пластилина
«Медвежонок»
Теория; Как выглядит медвежонок? Какого он цвета? Где живет?Чем
питается?Практика; Берем целый кусок коричневого пластилина и разрезаем
на 5 одинаковыхчастей. 1 кусочек-голова, 2,3 кусочки-туловище, 4кусокручки, 5-ножки. Начинам поэтапно лепить мишку. В лапах у мишкиможно
вылепить рыбу или малинку.
Лепка. Плоскостная фигурка из соленого теста
«Кот-Котофеич»
Теория; Просмотр мультфильма. Кот герой сказки. Он похож на человека, у
него рубаха, штаны и сапоги, а еще шапка на голове.
Практика; Берем картон, на нем будем вылепливать детали Кота. Используем
25

приемы лепки: прихлопывание, катание шаров и жгутиков. Поэтапно лепим
Кота и в конце раскрашиваем его красками-акварелью.
Лепка. Объемные формы из соленого теста.
«Корзинка с ягодами и грибами»
Теория; Просмотр иллюстраций.
Практика; Корзинку лепим из тонких жгутиков, собирая высоту
корзины,крепим ручку. Лепим ягоды и грибы, даем им подсохнуть и кладем
в корзину. Композицию можно раскрасить красками.
Воройблок «Зимушка-зима»
ИЗО «Зимние узоры»
ИЗО. «Зимний пейзаж»
«Город зимой»
Теория; Рассматриваем иллюстрацию «зима»
Практика; Начинаем рисунок с прорисовки простым карандашом. Затем
берем краски-акварель и начинаем писать картину. Сначала раскрашиваем
фон, а затем дома. На крышах домов лежит снег. Река застыла. Поверх
фона, белыми точками изображаем падающий снег.
ИЗО. Белое на черном
«Узоры на окне»
Теория; Учимся свободно работать кистью. Предварительно пробуем
кистью нарисовать линии: волнистые, закрученные
Практика; рисуем красивое окно и раскрашиваем раму, затем рисуем
узоры на стекле. Фон темный, узоры белые.
ИЗО. Графика, гелевая ручка
«Животные террариума»
Теория; Наблюдаем кто живет в террариуме: королевский питон,
26

игуана, черепахи, агамы и т.д. Рассматриваем рисунки на питоне и
запоминаем.
Практика; Делаем набросок с питона, рисуем его кольца и стараемся
передать рисунок н коже. Берем гелевуюручку с черной пастой и
начинаем рисовать от светлого пятна к темному.
ИЗО. Птицы на ветке
«Снегири»
Теория; На плакате рассматриваем, как нарисовать снегиря.
Практика; Рисуем дерево, на ветке сидят снегири. Все прорисовываем
простым карандашом, затем берем цветные карандаши и раскрашиваем
наш рисунок.
ИЗО. Работа с гуашью
«Рождественский ангел»
Теория; история про рождественского ангела, как он летит ночью над
городом и всем дарит счастье и надежду на счастливую жизнь.
Практика; лист А-3, рисуем каждый свою историю. Все прорисовываем
карандашом, затем приступаем к раскраске сюжета, используя гуашь.
Промежуточная аттестация.
ИЗО. Иллюстрация.
«Дед Мороз и Ёлочка»
Теория; Что такое иллюстрация? Где ее применяют?
Практика; Делаем набросок для открытки. Рисуем акварельными
красками.

Шитье. Веселые игрушки.
27

Шитье. «Новогодние украшения».
«Шапка деда Мороза»
Теория; Какие украшения для елки вы знаете? А что можно сделать
самим.Тематическая елка.
Практика; Вырезаем заготовки для шапки из фетра, сшиваем по краю
петельным швом «через край». Вовнутрь игрушки набиваем синтепон. К
готовой шапочке пришиваем нитку. Приклеиваем стразы.
Так же шьем «валенки деда Мороза» и «варежки деда Мороза» для елк
Итого: 3 занятия.
Шитье. Объемные формы.
«Заец-сплюшка»
Теория; ищем в интернете готовые раскройки зайца. Распечатываем их.
Практика; по готовым образцам вырезаем детали из трикотажа. Затем
Поэтапно сшиваем все детали, наполняя их синтепоном. Только животик
наполняем рисом. Соединяем все детали и пришиваем к туловищу.
На мордочке вышиваем закрытые глазки. Зайка спит.
Шитье. Веселый носок.
«Гусеничка»
Теория; у нас остались носки по одному и я предлагаю сшить гусеничку.
Практика; Из разноцветных носков мы шьем одинаковые шарики. Затем
сшиваем их друг за дружкой. На первом шарике-лице вышиваем глаза и
рот. Вот и получилась наша гусеница.
9. Аппликация. Мой домашний друг.
Аппликация. Объемные формы (из отходного материала)
«Зайчик, Мишка»
28

Теория; Смотрим поэтапность работы и запоминаем ее. Далее работаем
без подсказки педагога. Работа с втулками от туалетной бумаги.
Практика; Обрисовываем детали игрушки по шаблону и вырезаем.
Втулку обклеиваем цветной бумагой. Затем делаем голову, приклеиваем
на заготовку глазки, нос и рисуем рот. Голову приклеиваем к туловищу.
Приклеиваем ручки, ножки, животик, хвостик.
Аппликация . Плоские формы. Работа с фетром.
«Щенок»
Теория; Эта работа требует аккуратности. Для примера вывешивается
готовая работа прошлых лет.
Практика; Вырезаем детали по шаблону, цвет каждый выбирает сам.
Работаем с клеем «кристалл». Сначала наклеиваем фон картины, затем
формы щенка. Последняя стадия приклеиваем мелкие детали: глаза, нос,
пятнышки на спинке, яркий бантик. Картину оформляем в рамку.
Аппликация. Плоские формы. Работа с толстыми нитками.
«Котенок с клубком»
Теория; Для работы потребуются толстые нитки разных цветов, клей
силикатный или «Кристалл», картон, ножницы. Образцы детских работ.
Практика; На картоне по шаблону рисуем котика и клубок. Режем нитки
на одинаковые отрезки 2см. и наклеиваем их рядками на картон по
рисункукотика, затем делаем клубок. Нитки приклеиваем с края рисунка
клубка и начинаем закручивать их по спирали вовнутрь. Приклеиваем
глазки из пуговок носик из фетра и бантик из атласной ленты. Картины
оформляем в паспарту.
Аппликация. Работа с цветной бумагой
29

«Рыбки в аквариуме»
Теория; Каких рыбок вы знаете? Какие вам больше нравятся рыбки?
Выбираем рыбок: сомик, меченосец, скалярия, гурами.
Практика; Вырезаем из голубой бумаги круглый или квадратный
аквариум.
Затем обрисовываем разных рыбок и вырезаем их. На дно приклеиваем
камешки и водоросли. Затем приклеиваем рыбок.
Лепка. «Снеговик».
Лепка. Картина из пластина
«Мишка на севере»
Теория; Смотрим мультфильм «Умка». Выделяем главного героя, и
его особенности. Выбираем сюжет картины: мама с Умкой.
Практика; Нам понадобится синий картон, голубой и белый пластилин.
Вырезаем по шаблону медведицу и маленького медвежонка. Обводим
шаблоны на картон. Берем небольшие кусочки пластилина и путем
размазывания «рисуем пластилином» медведицу и медвежонка. Голубой
пластилин нужен нам для теней. Из черного пластилина делаем глаза,
носик, из красного-ротик. Картина готова.
Лепка. Из соленого теста на плоскости.
«Снеговик»
Теория; Правильная работа с тестом. Нам понадобится стакан с водой,
кисточка, стеки, плотный голубой картон.
Практика; Из теста катаем 3шара разных размеров, прихлопываем их,
Получаем 3 круглые лепешки. Картон немного смазываем водой и
Приклеиваем кружочки из теста, получился снеговик. Теперь займемся
30

Мелкими деталями. Вылепливаем и прикрепляем к снеговику глаза, рот,
нос-морковкой, пуговки, ручки, ножки и ведро на голову.
Лепка. Объемная картина.
«Зимний натюрморт»
Теория; Для объемной картины нам нужно: цветной картон, кисточка,
вода и стеки.
Практика; Сначала лепим маленькую вазочку и приклеиваем ее на
картон. Катаем тонкие жгутики для стебля, и тоже приклеиваем к вазе.
Цветы лепим в виде снежинок и тоже приклеиваем к стебелькам.
Лепка. Объемные формы. Пластилин.
«Снежная крепость»
Теория; Любите ли вы зимние развлечения? Катание с горок, на лыжах,
игра в снежки, строить снежную крепость.
Практика; Сегодня мы попробуем сделать снежную крепость из
Пластилина. На картоне мы вылепливаем башни и стены крепости.
11. Флористика. «Зимний букет»
Флористика. Работа из природного материала
«Белый букет»
Теория; Смотрим картинки зимних букетов. Композиция из веток,
цветных камешков и сухих цветов.
Практика; Берем 3 емкости в виде вазочек и делаем композицию.
Красим веточки и цветы в белый цвет, берем красные камешки и
заполняем 3 вазочки разной емкостью маленьким букетиками, в место
воды кладем камешки.
Флористика. Картина «туннель»
31

«Метелька»
Теория; Смотрим картины по теме «туннель». Разбираемся как это
сделать.
Практика; Выбираем травинки, мелкие цветочки, кружевные листики. Рисуем
на картоне круги с интервалом 1-2см, начинаем собирать
композицию. Начнем с мелкой травки и цветов, выкладываем красиво
по спиральке закручиваем стебельки и дальше переходим к
следующему кругу и т.д. Получается маленький ураган или метелька.
Флористика. Букеты на картине.
«Анютины глазки»
Теория; Разбираем летний гербарий и находим анютины глазки и
разные красивые травки.
Практика; На темном картоне выкладываем красивый букет из цветов и
травки. Осторожно приклеиваем на картон, получилась картина.
Флористика. Букет из сухоцветов.
«Зимний букет»
Теория; Разбираем травы и цветы, засушенные летом, для составления
тематического букета. Что такое тематический букет?
Практика; мы берем веточки и красим их в серебряный цвет, травку
красим в белый цвет и подбираем цветы по контрастному цвету.
Собираем букет в пластиковый вазон, украшаем разными аксессуарами
бабочками, жуками, стразами и т.д.
Третий блок. «Весна – красна»
ИЗО. «Портреты друзей»
ИЗО. «Портрет мамы», цветные карандаши.
32

Теория; Мама у каждого своя и именно она самая красивая на свете.
Все мамы разные, у каждой есть своя изюминка. Какая твоя мама?
Практика; У моей мамы были красивые волосы, белоснежная улыбка,
серые глаза и родинка над губой. Показываю фото моей мамы. Ребенок
должен выявить несколько отличительных черт у своей мамы. А
теперь возьмем простой карандаш и нарисуем маму, затем возьмем
цветные карандаши и раскрасим рисунок.
ИЗО. «Моя мама-врач»
Теория; Кем работает твоя мама?
Практика; Каждая профессия нужна. Предлагаю нарисовать ее на
работе, в рабочей одежде, в рабочей обстановке. Разрабатываем сюжет
каждый для своей мамы. Раскрашиваем акварельными красками и
когда рисунок подсохнет, сверху прорисуем цветными карандашами.
ИЗО.портрет
«портрет моего кота»
Теория; Кто дома наблюдал за своим котом?
Практика; Рисуем кота в домашней обстановке, спит ли он на диване,
смотрит телевизор, слушает музыку, ловит мышку или играет с вами,
он всегда милый и интересный. Предлагаю нарисовать своего кота.
ИЗО. Жизнь за стеклом.
«Кто живет в террариуме?»
Теория; Что вы знаете о террариуме? Кто там живет? Что они едят?
Практика; Попробуем нарисовать экзотического хамелеона. Рассмотрим
его по ближе, на что походит его голова, какой у него хвостик, какие у
него глаза и какой у него цвет. Рисуем хамелеона на ветке.
33

Раскрашиваем его гуашью, подбираем яркие цвета.
ИЗО. Весна. Восковые мелки.
«Природа весной»
Теория; Смотрим картины о весне.
Практика;Весна в нашем городе. Люди стали ярче одеваться, чаще
светит солнце, природа оживает, текут ручьи. Рисуем оживление
природы, ее настроение и ее цвета.
ИЗО. Перелетные птицы.
«Грачи прилетели»
Теория; Презентация. Рассматриваем грача на видео.
Практика; Цветными карандашами рисуем грача на ветке около
скворечника.
13.Аппликация. Чудесное превращение.
Аппликация; Необычный цветок.
«Орхидея»
Теория; У многих дома есть экзотические цветы, но королевой
называют орхидею, у нее необыкновенно-красивые цветы. Пример.
Практика; Сегодня мы попробуем сделать цветы орхидеи из бумаги.
По шаблону вырезаем цветы и немного отгибаем концы лепестков.
Собираем цветы на веточки, цветы приклеиваем за серединку чтобы
лепестки давали объем и казались живыми.
Аппликация; Насекомые, с использованием сухих бабочек.
«Гусеница, куколка, бабочка»
Теория; Кто знает, откуда берутся бабочки? Где они живут и что едят?
Презентация про бабочек.
34

Практика; Все развитие бабочки на одном цветке. Вырезаем по
шаблону цветок и приклеиваем на цветной картон. На цветок
приклеиваем бабочку. Берем нитки и скрепку, наматываем нить на
скрепку чтобы получилась куколка, приклеиваем ее под листик. А на
другой лист приклеиваем гусеницу.
Аппликация. Работа с фетром.
«Божья коровка»
Теория; Для работы с фетром нам понадобится клей «Кристалл»,
ножницы, заготовки для божьей коровки, стразы-капельки, картон.
Практика; вырезаем из фетра заготовки, начинаем работу с фона
картины; наклеиваем лист светло-зеленого фетра, а сверху клеим
голубой лист. Вырезаем большой темно-зеленый листик, на него
приклеиваем нашу коровку и украшаем стразами-капельками.
Работу вставляем в рамку.
Аппликация. Оригами.
«Цветок лилии»
Теория; Что такое оригами? Презентация как сделать цветок лилии.
Практика; Нам понадобится белая, светло розовая и зеленая бумага.
Педагог показывает каждый сгиб. Сначала делаем цветок; нижние листья
розового цвета, верхние белого цвета. Затем делаем нижние зеленые
листья. Цветок готов.
Аппликация. Работа с нетрадиционными материалами.
«Мишка на воздушных шарах»
Теория; Как нам известно, аппликацию можно делать из разных мате-лов,
например из макарон или рыбьей чешуи. Мы будем делать из пуговиц.
35

Практика; По шаблону вырезаем небольшого мишку и приклеиваем в
нижней части картона. Сверху выкладываем пуговицы разных цветов и
размеров в виде воздушных шаров и приклеиваем на клей «кристалл».
От шаров к мишке рисуем ниточки.
14. Лепка. Зоопарк.
Лепка. Из пластилина. Объемные формы.
«Тигры», «Слоны»
«Крокодилы», «Страусы» итого: 2 занятия
Лепка. Плоскостная композиция из пластилина.
«Веселые жирафы»
Теория; Рассказ, интересная информация о жирафах, презентация.
Практика; Берем картон и рисуем жирафов, начинаем с наложения
фона и заполнения жирафа, не вылезая за контур, оранжевым цветом,
затем наклеиваем коричневые пятна, глаза, рот и нос. Вставляем в рамку.
Лепка. Дерево. Пластилин, природный материал.
«Сакура с бабочкой»
Теория; Кто видел, как цветет вишня (яблоня)? Рассказ о японской
сакуре и иллюстрации картин в японском стиле.
Практика; Нам нужен картон, веточки, пластилин. На картон клеим
веточки. Начинаем делать цветок; лепим розовые лепестки, затем белые
поменьше и собираем в соцветие. Украшаем всю веточку цветами, на
веточку со цветами садим великолепных бабочек из пластилина.
Работу вставляем в красивую рамку.
15. Шитье. «Куклы».
«Куклы-скрутки», работа с тканью.
36

1. «Веснянка»
2. «Бубенчик»
3. «Ворона»
4. «Кубышка-травница»
16. Флористика. Работа с природным и отходным материалом.
Флористика. Смешанные техники.
«Дерево счастья»
Теория; Как вы представляете дерево счастья? Из цветов.
Практика; Нам понадобятся кусочки органзы, бусины, веточка для
ствола, маленький горшочек. Сначала учимся делать цветы. Кусочки
органзы разного цвета, разрезаем на ленты. Собираем на «живульку»
ткань и стягиваем, закрепляем. Веточку покрасим в зеленый цвет и
покроем лаком. В горшок кладем гипсовый раствор и вставляем ствол.
Из газеты (помять) формируем шар и закрепляем его нитками. Шар
одеваем на ствол. Теперь берем клеевой пистолет и приклеиваем
цветы на шар, украшаем цветы бусинами.
Флористика. Плоскостная картина.
«Рябинка»
Теория; смотрим картинки рябины.
Практика; Нам понадобятся сухие листья рябины, веточки, соленое тесто,
и акварельные краски. Наклеиваем веточки и листья к картону, затем
лепим маленькие шарики для ягод и тоже приклеиваем, в каждой ягодке
стержнем делаем дырочки. Раскрашиваем ягоды в красный цвет.
Флористика. Работа с бумагой и сухими цветами.
«Открытка маме»
37

Теория; Смотрим подбор открыток.
Практика; Картон складываем по полам. Делаем композицию из цветов и
цветной бумаги. Все приклеиваем осторожно на открытку. Пишем маме
добрые слова.
Флористика. Работа с нетрадиционным материалом.
«Морские фантазии»
Теория; Смотрим морские картинки. Находим подходящие нам вещи;
пуговицы (синие, голубые, перламутровые), морскую звезду, ракушки
разных размеров.
Практика; нам понадобятся морские атрибуты, клей «кристалл», якорьки.
пуговки, веточка и горшочек. Веточку красим в голубой цвет, и вставляем в
гипс в горшок. Из бумаги (газеты) делаем шар и красим его в синий цвет.
Шар крепим к стволу и начинаем украшать наш шар ракушками, звездой,
пуговками, и др., сверху украшаем перламутровыми бусинами.

Учебно-тематический план 2 года обучения
№

Название темы

Количество часов

Формы контроля

всего теория практика
1. Блок: Осень золотая (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1

Введение.
Чем
Жанры: пейзаж, портрет,
натюрморт

2

1

2

ИЗО

12

6

«Портрет осени»

1

6

Опрос, входящая
аттестация,
практическая работа
Практическая работа,
наблюдение, устный
опрос

38

3

Флористика.
«Венок из листьев»

8

4

4

Практическая работа,
наблюдение, устный
опрос

4

Аппликация
«Бумажный сад»

8

4

4

Практическая работа,

Шитье.

10

4

6

Практическая работа,
устный опрос

8

4

4

Практическая работа,
наблюдение, устный
опрос

5

наблюдение, устный
опрос

«Веселая ниточка»
6

Лепка
«Домашний друг»

2. Блок: Зимушка-зима (декабрь, январь, февраль)
7

ИЗО.

12

6

6

Практическая работа,
наблюдение, устный
опрос

«Рождественский ангел»
8

Шитьё.
«Новогодние игрушки »

10

4

6

Практическая работа,
устный опрос

9

Аппликация
«Открытка»

8

4

4

Практическая работа,
устный опрос

10

Лепка.
«Лошадки»

10

4

6

Практическая работа,
наблюдение, устный
опрос

11

Флористика

8

4

4

Практическая работа,
наблюдение

«Белый букетик».

3. Блок: Весна-красна (март, апрель, май)
12

Рисунок, живопись
«Весенний натюрморт».

12

6

6

Практическая работа,
наблюдение, устный
опрос

39

13

Аппликация.
«Цветы
из гофр.бумаги»

10

4

6

Практическая работа,
наблюдение, устный
опрос

14

Лепка
«Натюрморт»

10

4

6

Практическая работа,
наблюдение, устный
опрос

8

4

4

Практическая работа,
устный опрос

8

4

4

Практическая работа,
устный опрос. Итоговая
аттестация

144

67

77

15 Шитьё
16

«Куклы»
Флористика.

«Корзина с ягодами».
Итого:

Содержание учебно-тематического плана.
Второй год обучения.
Цель: Научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг
себя и создавать оригинальные образы.
Основные задачи:
- помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни;
развить воображение и образное мышление, наблюдательность и внимательность;
- совершенствовать владение художественными инструментами и
материалами;
- познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного
искусства.

Учебно-тематический план 3 года обучения

40

№

Название темы

Количество часов

Формы контроля

всего теория практика
1. Блок: Осень золотая (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1

Введение.
Чем и как рисует
художник.

2

1

2

ИЗО

12

6

1

Опрос, входящая
аттестация,
практическая работа
Практическая работа,
наблюдение, устный опрос

6

«Осенний натюрморт»
3

Флористика.
«Картины из
семяникруп»

8

4

4

Практическая работа,
наблюдение, устный опрос

4

Аппликация
«Строим дом»

8

4

4

Практическая работа,

Шитье.

10

4

6

Практическая работа,
устный опрос

8

4

4

Практическая работа,
наблюдение, устный опрос

5

наблюдение, устный опрос

«Маленькие подарочки»
6

Лепка

«Необычные
птицы»

2. Блок: Зимушка-зима (декабрь, январь, февраль)
7

ИЗО.

12

6

6

Практическая работа,
наблюдение, устный опрос

«Зимние наброски»
8

Шитьё.
«Игрушкизверушки »

10

4

6

Практическая работа,
устный опрос

9

Аппликация
«Салфетки»

8

4

4

Практическая работа,
устный опрос

10

Лепка. «Смешные
животные»

10

4

6

Практическая работа,
наблюдение, устный опрос

41

11

Флористика

8

4

4

«Зимние цветы».

Практическая работа,
наблюдение

3. Блок: Весна-красна (март, апрель, май)
12

Рисунок, живопись

12

6

6

Практическая работа,
наблюдение, устный опрос

«Весенний портрет».
13

Аппликация.
«Вырезка из бумаги»

10

4

6

Практическая работа,
наблюдение, устный опрос

14

Лепка
«Насекомые»

10

4

6

Практическая работа,
наблюдение, устный опрос

15

Шитьё
«Куколка- Оладушка»

8

4

4

Практическая работа,
устный опрос

16

Флористика.

8

4

4

Практическая работа,
устный опрос. Итоговая
аттестация

144

67

77

«Зеленый букетик».
Итого:

Содержание учебно-тематического плана.
Третий год обучения.
Цель: научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг
себя и создавать оригинальные образы.
Основные задачи:
- помочь детям увидеть труд художника в окружающей жизни;
развить воображение и образное мышление, наблюдательность и внимательность;
- совершенствовать владение художественными инструментами и
материалами;

42

- познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного
искусства;

2.4. Планируемые результаты.
Стандарт устанавливает требования к результатам детей, освоивших
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
декоративно - прикладного творчества с экологической направленностью:
-метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества.
-метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе занятий опыт
творческой деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению.
Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной
образовательной программы:
• участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях;
• участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративноприкладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной
образовательной программы:
• предметные результаты
43

— знание терминологии (графика, модульное конструирование, экология,
природоохранная акция и т.д.);
— формирование практических навыков в области декоративно-прикладного
творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления
поделок из различных материалов (краски, цветные карандаши, мелки, бумага,
соленое тесто, пластилин, природный, бросовый материал);
• метапредметные результаты
— развитие фантазии, образного мышления, воображения;
— выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности,
как способа самопознания и познания мира;
• личностные результаты
— формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность,
трудолюбие, аккуратность и др.);
— формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия
через вовлечение в общее творческое дело.
Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является
мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и
организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся
личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их
выраженности происходит методом наблюдения личностного роста
обучающихся (прил. 1).
3. Комплекс организационно-педагогических условий.
1. Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
2. Учебные занятия начинаются 14.09.2020 г. и заканчивается 24.05.2021 г.
3. 1 академический час составляет 40 минут.
4. Продолжительность занятий - 2 академических часа в день.
5.

Занятия проводятся для группы 2 раза в неделю, по 2-3 часа.

6.
7.

Начало занятий групп – 12.30, окончание занятий 17.10.
Занятия проводятся с понедельника по субботу включительно.
44

3.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
На «Станции юных натуралистов» имеются аудитории для занятий. Есть
класс «Природа и фантазия», в шкафах расположены все материалы для
работы с детьми. Там хранятся краски, кисти, карандаши, ручки, бумага для
рисования А-4, А-3, также есть все для аппликации: цветная бумага,
ножницы, клей и т.д., методическое обеспечение. Большие окна и
просторный, светлый и теплый класс подходят к работе для живописи и
рисунка в течении учебного года.
1.Учебный кабинет 20м.кв.
2. Столы ученические – 4 шт.
3. Стулья – 12 шт.
4. Место на стене для выставки
5. Инструменты для художественных работ
6. Художественные материалы
7. Клеенка хозяйственная – 5 м.
8. Бумага А-3, А-4
Информационное обеспечение:
В аудитории проходят разные конкурсы, для этого мы ставим видеопроектор,
колонки, компьютер, фотоаппарат.

Методические материалы:
Рисунки и поделки детей для показа, книги по рисованию, лепке, бисеру и тд,
методические продукции по рисованию зверей, плакаты, интернет
источники, презентации разных годов. В коридоре есть место для выставки
детских работ.
45

1.Книги по искусству
2. Рисунки детей для показа
3. Наборы фотографий с архитектурными памятника.

3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система отслеживания и оценивания личностных качеств обучающихся,
уровня социальной адаптации, нравственных, творческих и др. качеств
организуется и проводится по:


входной мониторинг (при поступлении в объединение);



промежуточный (в начале второго полугодия);



итоговый (в конце учебного года).

Контроль может проводиться в следующих формах:


участие в конкурсах, выставках;



викторина, открытое занятие;



творческие работы;



мастер-классы;



мероприятия;



проверочные и контрольные задания,



родительские собрания.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе,
обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс.
Цель

мониторинга:

результативность

и

отследить,

эффективность

проанализировать

и

учебно-воспитательного

оценить
процесса,

индивидуального развития обучающихся по программе.
В содержание педагогического мониторинга входит:


учёт посещаемости и наполняемости групп;



изучение уровня обучения;
46



учёт творческого роста и результативности обучения;



отслеживание уровня социальной адаптации в коллективе,

состояние психологического климата в группах;


родительское

обследование:

оценка

наиболее

важных

характеристик ребёнка;


оценка и самооценка творческой деятельности обучающихся на

занятиях.
Основные функции педагогического мониторинга:
1. Информационная:


выявление результативности педагогического процесса;



получение сведений о состоянии объекта;



обеспечение обратной связи;



выявление трудностей, искажений образовательного процесса.

Требования к собираемой информации: полнота, конкретность,
объективность, своевременность.
2. Мотивационная:


побуждение к более глубокому изучению детей, их обучению,

воспитанию и развитию;


самоанализ своей педагогической деятельности;



стремление к исследовательской деятельности.

3. Формирующая:


воздействие на «зону ближайшего развития»;



выявление сильных и слабых сторон личности воспитанника;



индивидуальный подбор методов и приёмов воздействия

на

каждого воспитанника;


исключение возможности выхода воспитанников из зоны

внимания педагога;


педагогическая помощь родителям в воспитании и развитии детей.
47

4. Корректирующая:


обнаружение и фиксирование непрогнозируемых неожиданных

результатов;


принятие мер по усилению положительного и одновременно

ослаблению отрицательного воздействия на воспитанников.
Мониторинг способствует повышению качества обучения, воспитания и
развития обучающихся, обеспечению научного подхода к управлению
учебной и воспитательной деятельности.

4. Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого развития; издат. Казанского
университета, 1998.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома –
М.: «Просвещение», 1993.
3. Базулина Л.В., Новикова И.В. 100 поделок из природных
материалов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
4. Беренова И.В. Новогодняя энциклопедия. Подарки и украшения
своими руками. – М.: РОСМЭН, 2007Карпова Г.А. Методы педагогической
диагностики (учебное пособие): Екатеринбург, 2001.
5. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: ФиС, 1990.
6. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – Л.:
Детская литература, 1970.
7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература,
1974.
8. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.:
Прогресс, 1983.
9. Горина З.И. «Основы композиции». – Самара, 2003.
10. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: ТЦ, 1998.
11. Даин Г.А. Русская народная игрушка. – М.: 1981.
11. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия
развития, 2001.
48

12. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для
4 класса, в 2 частях. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009.
13. Дубовик Е.А. Новогодние праздники, игры и развлечения для
школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008.
14. Журавлёв – составитель, «Проектная деятельность старших
дошкольников», издат. «Учитель»; Волгоград, 2009. – 202стр.
15. Зимина М.Н. Игры для мальчиков (ребусы, кроссворды, загадки) –
М.: ООО АСТ, 2004.
16. Ильин В.В., Калинкин А.П. Природа Науки. – М.: 1985.
17. Кискальт И. Солёное тесто. – М.: Аст-Пресс.2002.
18. Красная книга Свердловской области. Животные, растения, грибы.
– Екатеринбург: Баско, 2008. – 5000экз.
19. Мусихина В.С. Возрастная психология, - М.: издательский центр
«Академия», 1997.
20. Методика. «Программа педагога дополнительного образования»,
от разработки до реализации, 2 издание, практическое пособие; Москва,
Айрис пресс, 2004.
21. Мурзина И.Я. и Наумова Т.М., «Мир родного Урала», учебное
пособие для начальной школы, Екатеринбург; центр «Учебная книга», 2005. 128стр.
22. Поглазова О.Г., «Окружающий мир» часть 1; издат. «Ассоциация
21 век», 2005. – 64стр.
23. Родина В.А. Цветоводство в школе. – М.: Просвещение. 1974.
Справочник цветовода. – М.: Колос,1974.
Учебная книга цветовода. – М.:
Колос, 1974.
24. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников.
Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В. Душин, В.Н.
Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224стр., ил. (Серия: «Игра,
обучение, развитие, развлечение»).
25. Фродо Алан, «эколог и я», Екатеринбург; Издат. Урал.унта. 1996.
26. Хван Т.А. и Хван П.А. Основы экологии. (для студентов колледжа);
Ростов-на-Дону, издат. «Феникс», 2001.

49

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».