«Экологическая мозаика» (Социализация и адаптация детей с ОВЗ средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности) Направленность программы – социально-педагогическая Возраст обучающихся – 7-15 лет Срок реализации – 1 год Составитель: Н.Г. Штыкова ПДО Краснотурьинск, 2022 Направленность - художественно и социально-педагогическая направленность. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, программу воспитания и социализации обучающихся. Программа выполняет развивающую, воспитательную и социализирующие функции. Развивающая направленность программы реализуется на основе системнодеятельностного подхода. Приобретаемый обучающимся опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой: закладывает основы экологического миропонимания; развивает опыт рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков поведения. Воспитательная и социализирующая функции программы обеспечиваются: организацией личностного и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнерством; самоопределением в экологических ценностях. Тип программы – общеразвивающая. Вид программы - адаптированная Форма обучения – индивидуальная. Актуальность программы заключается в использовании особенностей дополнительного образования для социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии посредством творческой реабилитации ребенка через воздействие работы рук на интеллектуальное развитие, через создание художественных изделий социально-значимого характера, а также участие в выставках и конкурсах. Изобразительная деятельность – не самое простое из детских занятий, зато очень увлекательное и полезное для развития воображения и мелкой моторики ребенка. Давно известна зависимость развития и поддержания интеллектуальных способностей от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Также они способствуют развитию пространственного ориентирования, речи и творческих способностей. Программа призвана способствовать развитию их творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов изобразительной деятельности, созданию условий для творческой самореализации ребёнка, развития его интеллектуальных способностей, социальной интеграции через участие в различных творческих конкурсах и фестивалях, а так же развитию мелкой моторики и формированию у обучающихся основ эстетического мировоззрения. У обучающихся будут развиваться: творческие и коммуникативные способности, интерес к декоративно-прикладному творчеству, углубляться знания в области изобразительного искусства, расширяться кругозор. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273). 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 4 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 1008) 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2) 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ. 7. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и Планом мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 9. «Конвенция о правах инвалидов» принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года Ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ 9. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты резолюцией 48/96 генеральной ассамблеи от 20.12.1993 Актуальность базируется: на анализе социальных проблем; на современных требованиях системы образования; на потенциале образовательного учреждения; на социальном заказе муниципального образования. Отличительные особенности Программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных физических возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Особенностью программы является то, что обучение тесно связано с изучением экологии а так же народного творчества и художественных промыслов России и Урала. Отличительной особенностями программы является то, что в системе работы с детьми с ОВЗ используются методы арт- педагогики. Также особенностью данной программы является использование в методике игр по развитию у детей зрительной памяти, глазомера, внимания, мелкой моторики, мышления и т.д. В рамках программы дети занимаются нетрадиционным рисованием. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Экологическая мозаика» основана на взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития и воспитания обучающихся. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями. В процессе работы развиваются навыки работы с различными материалами для творчества, чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, общая культура и эстетическое восприятие мира, формируются понятие о красоте и гармонии мира, через участие в различных конкурсах и выставках, повышается уровень его самооценки, тем самым имеющий проблемы со здоровьем ребенок лучше адаптируется в современном социуме. Новизна программы основана на комплексном подходе к формированию социально значимых компетенций обучающихся, подготовке личности «новой формации», способной к успешной социализации. В программе применяется широкий комплекс различного дополнительного материала по изобразительному искусству, что позволяет выполнять работы в разнообразной смешанной технике. В программе предусмотрено, чтобы каждое занятие имело развивающую направленность, а также было направлено на овладение основными навыками рисуночной деятельности, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на единстве развивающих и увлекательных методов и приемов работы. В процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства появляется возможность развития творческих начал у ребенка. При освоении данной программы приоритетным является применение знаний в практической деятельности, овладение различными художественными техниками, а также социальная адаптация ребенка. Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность и экологическая культура. Адресат Возраст обучающихся - от 7 до 15 лет. Программа предполагает индивидуальное обучение или обучение группами до 5 человек предназначена для детей с ОВЗ (занятия по изобразительному искусству показаны детям с нарушениями или задержкой психического здоровья, болезнями внутренних органов, легкими нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, программа не может быть применена к учащимся с нарушениями зрения, обучение с учащимися с тяжелыми нарушениями работы рук и опорно-двигательного аппарата). У детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению, проявляющаяся в трудностях овладения навыками чтения и письма, трудностях в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции педагога, переключаться по его указанию с одного задания на другое. При этом учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает с увеличением нагрузки, а иногда просто отказываются завершать начатую деятельность. Всем детям с ОЗВ свойственно снижение внимания, которое может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы. Для успешного обучения учащегося необходимо выявить его индивидуальные особенности и психофизические возможности, а также следить за динамикой освоения учебного материала. Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей. Режим занятий Занятия проводятся по стабильному расписанию, регламентируемому учебной программой. Периодичность занятий: Обучение детей 7-12 лет - 2 раза в неделю по 1 часу; Обучение детей 12-15 лет – 2 раза в неделю по 1 часу. Основание: приложение № 3 к СанПиН 2.4.4.317214 «Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования». Объем: для детей 7-12 лет 1 год – 72 часа; для детей 12-15 лет 1 год – 72 часа. Срок освоения Содержание программы рассчитано на 1 год обучения. Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель. Сроки обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии — для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации — для учащихся детей-инвалидов и инвалидов. «Базовый уровень» программы предполагает использование и реализацию форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, навыков, умений и терминологии, в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося. Занятия проводятся: - на базе МАУ ДО «СЮН» - по месту жительства ребенка-инвалида (по согласованию с родителями и рекомендациям медиков) . Формы обучения – фронтальная, индивидуальная, индивидуально- групповая, групповая. Формы занятий – типовое занятие, сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение, собеседование, консультация, виртуальные экскурсия, практическое упражнение под руководством педагога, самостоятельное изготовление конкретного изделия. Такие формы организации занятия, предполагают получить наилучший результат освоения программы, используя для этого различные формы деятельности, а также создать эмоциональный настрой. Все занятия по программе являются интегрированными (экология, изобразительное искусство). По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся: - Занятие – знакомство с основами экологических знаний, историей изобразительного искусства, декоративно-прикладным творчеством, основам цветоведения и т.д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса). - Занятие - практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков курса). - Занятие – беседа, игра (занятие решения воспитательных задач). Занятия могут проводиться как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами до 5 человек. Программа имеет вариативный характер и корректируется в зависимости от возраста, подготовленности и психофизиологических особенностей учащихся. Программа каждого года обучения представляет собой завершённый тематический блок знаний. Когда ребенок – инвалид не имеет физической возможности посещать учебное заведение, занятия с ним проводятся индивидуально на дому индивидуально, но по желанию обучающийся может принимать участие в массовых мероприятиях МАУ ДО «СЮН», городских мероприятиях, и выставках в том числе и специализированных. Организация рабочего места детей с ОВЗ учитывает индивидуальные особенности ребенка, и содержание программы дополнительного образования. Виды деятельности на занятиях. Приоритетными видами внеурочной деятельности в программе считаются организационнокоммуникативная, рефлексивно-оценочная, а также трудовая. Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки, поделки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к творческой деятельности. В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества объектов и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений о гармонии окружающего мира и взаимосвязи в нем всех объектов. Решение задач направлено на становление у детей научно-познавательного, эмоциональнонравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Методы: Объяснительно-иллюстративные Репродуктивные Эвристические Проблемный Приемы: Беседа, экскурсия, рассказ Выполнение работ по образцу, составление схемы работ, наброски Копилка идей, мозговой штурм, творческий Наблюдение, анализ, обобщение, конкретизация Для достижения цели можно использовать следующие педагогические средства. Организованные форма обучения: – непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, творческая, интегрированная), – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе. Совместная деятельность педагога и ребенка: – система развивающих игр: игровые ситуации, дидактические игры, упражнения на развитие моторики; - тематические виртуальные и интерактивные экскурсии по художественным экспозициям, просмотры фрагментов документальных; - экскурсии по городу, в лесопарковую зону, в музеи и на выставки, в живой уголок СЮН; - наблюдения и экспериментальная художественная деятельность; - участие в природоохранных мероприятиях; – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, - участие в выставках и конкурсах. Формы подведения результатов Контроль знаний, умений, навыков учащихся проводится в форме педагогического анализа по результатам просмотра работ, что обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Просмотры работ проводятся в конце каждого занятия. Выставки учебных работ – в конце каждой темы. В каждой работе отмечаются положительные стороны, лучшие работы принимают участие в конкурсах разного уровня. Также может проводиться диагностика по методике «5 рисунков» (методика Н.А.Лепской) в начале и в конце каждого учебного года, прослеживается динамика. При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству и окружающему миру; овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественнотворческой деятельности, а так же в общении со сверстниками; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Поведение итогов представляется в виде индивидуальной и коллективной работы (выставка, презентация, проект и др.) в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др. Для подведения результатов используются: тестирование, фронтальный опрос, выставка, презентация работ-проектов, интеллектуально- творческая игра, конкурс, тематический праздник, практическое занятие, творческая мастерская. Цель программы. Цель программы развитие основ экологического сознания по средствам изобразительного искусства, а так же формирование творческой и гражданской активности, через практическую деятельность. Задачи программы. Предметные (обучающие): обогащать представления детей о многообразии мира природы, включить обучающихся в различные виды познавательной, природоохранной и творческой деятельности; познакомить с основами взаимодействия человека и объектов природы. Изучить жанры изобразительного искусства, формировать умения и навыки выполнения самостоятельных и творческих работ. Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них. Формировать умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении. Метапредметные (развивающие): развивать у ребенка интерес к природе, желание активно познавать и взаимодействовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развить творческие способности и фантазию ребенка; формировать экологическое сознание; основы художественно-творческой активности, развивать эстетический вкус, развивать самостоятельность и творческую инициативу. Личностные (воспитывающие): воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, формировать культуру взаимодействия с миром природы. Развивать эстетический вкус и творческую инициативу. Развивать самостоятельность детей в создании творческих работ, а так же в уходе за объектами природы (животными и растениями). Коррекционно-развивающиеразвивать навыки планирования и контроля своей деятельности, выполнения работы по заданной инструкции и использования изученных приемов работы, формировать умение анализировать результаты собственной или коллективной работы, развивать навыки работы в группе, повышение уровня социально коммуникативной компетентности, коммуникативной толерантности. Содействовать развитию основ творческого мышления. Улучшение зрительнодвигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала Учебно-тематический план Возраст детей 7-12 лет № В том числе 1. 1.1 2. 2.1 2.1.1. 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 2.1.6 2.1.7 Наименование разделов/ тем занятий Введение. Вводное занятие. Знакомство с обитателями живого уголка. Природа как объект вдохновенья. Инструктаж по ТБ. Виртуальная экскурсия по картинной галерее. «Природа в творчестве художников разных эпох». (Графические материалы) Основная часть Рисование Графические приемы работы карандашами и восковыми мелками. «Море», «Звери, птицы». (Графические материалы) Работа с графическими материалами: упражнения на развитие мелкой моторики. «Пушистые питомцы», (Графические материалы) Знакомство с основами композиции (направлениями на листе – вверх-вниз, вправо-влево, из угла в угол). «Переполох в лесу» (Смешанная техника) Учимся работать акварелью: техники – акварель по-мокрому, «восковой мелок и акварель», «акваживопись». «Облака», «Закат», «Пейзаж осени» (Акварель) Приемы работы с гуашью: точка, пальчиковый отпечаток, мазок, смешивание красок. «Первый снег».(Гуашь) Всего часов 1ч. «Удивительные деревья»: выполнение рисунка с усложнением задач в композиции (набор элементов, плановость, оттенки цвета), уточнение рисунка пейзаж элементарное изображение, работа гуашевыми красками с послойным смешиванием. (Гуашь) «Птицы Уральского леса», «Пейзаж», «Домашний питомец» теории практики Форма контроля Наблюдение Диагностика 0,5 0,5 1ч. 0,5 0,5 Наблюдение Диагностика 4ч. 0,5 3,5 Рефлексия 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 6ч. 0,5 5,5 Рефлексия 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 4ч. 1 3 Рефлексия 8ч. 0,5 7,5 Рефлексия 2.1.8 2.1.9 2.1.10 2.1.11 2.1.12 2.2 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.3 2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.3.4 «Кошки и коты»: Выполнение композиции на листе бумаги с учетом переднего, среднего и дальнего планов. (Графические материалы) «Морозный узор»: отработка технических приемов изображений (точка, линия, завиток, зигзаг, штрихи, рисование узоров и декоративных элементов по образцам). (Смешанная техника) «Цветочный букет»: выполнение работы в разноцветной гамме. (Графические материалы) «Ветки», Линейный рисунок. (Графические материалы) 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 1ч. 0,05 0,05 Рефлексия 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия Изучение и передача изобразительными средствами пропорции бабочки – строения и правильных пропорций. (Смешанная техника) Работа с пластическим материалом Объёмное изображение «Кошка» (пластилин) Барельеф «Хлеб – всему голова!», (Соленое тесто) Рисование пластилином «Птица на ветке». (пластилин) Декоративно-прикладное творчество Выполнение изображений с помощью шаблонов, составление композиции из флористического материала «Осенний букет». (Смешанная техника) «Радуга». Приемы работы с ножницами и с клеем. Коллаж. (Графические материалы) Создание композиции из природного материала «Осень» на плоскости листа. 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 6ч 0,5 5,5 Рефлексия 4ч. 0,5 3,5 Рефлексия 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 4ч. 0,5 3,5 Рефлексия 3ч. 0,5 2,5 Рефлексия «Новогодние шарики». Использование бросового материала для изготовления панно. 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 2.3.5 2.3.6 2.3.7 3 «Звери в лесу»: выполнение работы в смешанной технике, шаблон из геометрических фигур, аппликация. (Смешанная техника) «Подарок маме»: выполнение открыткипоздравления, работа над рисуночной цветочной композицией, аппликация (Смешанная техника) «Сказочный цветок»: обучение приемам сочетания в рисунке различных материалов. (Смешанная техника) Подведение итогов. (Итоговая выставка «Творческая мастерская»). Итого: 3ч. 0,5 2,5 Рефлексия 2ч. 0,5 1,5 Рефлексия 4ч. 0,5 3,5 Рефлексия 1ч. 0,05 0,05 72ч. 13ч. 59ч. Содержание учебного плана «Экологическая мозаика» Возраст детей 7-12 лет. На занятиях изобразительная деятельность сочетается с получением основ экологических знаний, а так же деятельности дети занимаются нетрадиционной техникой рисования (пальчиковое рисование, кляксография, степинг и др.). Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Искусство изображать, не основываясь на традиции. Нетрадиционное рисование – Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами. А для детей с ОВЗ может быть это одна из немногих форм выражения своего внутреннего мира. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Раздел «Рисование». Цель: познакомить детей с изобразительными возможностями акварели и гуаши и через эстетическое восприятие окружающего мира стимулировать интерес к изобразительной деятельности. Задачи: Учить сочетать цвета и оттенки, размер и количество изображаемых предметов. Способствовать развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивать координацию рук, мелкой моторики. Способствовать развитию памяти, усидчивости, внимания. Развивать эстетического вкуса, осознание закономерностей окружающего мира, его взаимосвязей. Развивать умение выражать свои мысли и эмоции в различных художественных техниках. С помощью нетрадиционного рисования предоставить возможность использования, хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, и способствовать развитию положительного эмоционального фона на занятиях творчеством. Оборудование: краски – гуашь, акварель, кисти, бумага, картон, восковые мелки, различные штампы, тампоны, нитки и другие не традиционные материалы, способствующие получению интересных изображений Темы для работы с акварелью: Техники – акварель по-мокрому, нетрадиционная техникой рисования (пальчиковое рисование, кляксография, степинг и др.). Темы для работы с гуашью: точка, пальчиковый отпечаток, мазок, смешивание красок. Элементарное изображение с использованием этих техник, работа гуашевыми красками с послойным смешиванием. «Птицы Уральского леса», «Пейзаж», «Домашний питомец». (Гуашь) Работа с графическим материалом Цель: развитие навыков плоскостного изображения с помощью графических материалов (карандаш, мелки, фломастеры) Задачи: Учить сочетать пропорции пятен и линий в изображениях. Способствовать развитию малкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивать координацию рук, мелкой моторики. Способствовать развитию памяти, усидчивости, внимания. Развивать эстетического вкуса. С помощью минимального набора изобразительных средств (графических материалов) передавать эмоции и настроения. Способствовать развитию положительного эмоционального фона на занятиях творчеством. Темы: Линия, пятно, как средства изобразительности. Штрихование, как средство передачи тона и фактуры. «Пушистые питомцы», «Зимние деревья», «Море», «Переполох в лесу», «Удивительные деревья», «кошки и коты». Оборудование: цветная или тонированная бумага, бумага для рисования, мелки, карандаши простые, цветные, фломастеры, резинка. Раздел: работа с пластическим материалом. Цель: познакомить детей с техниками и материалами для объемного изображения природных объектов (пластилин, соленое тесто, глина и другие). Задачи: учить приемам использования пластических материалов (создание объема, примазывание, барельефное изображение) для изображения природных объектов. Готовые изделия могут быть плоскостными и объёмными. Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, формировать навыки ручного труда, учить координировать движения рук, расширить сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Познакомить с техникой «Рисование пластилином». Темы: объёмное изображение «Кошка», барельеф «Натюрморт», рисование пластилином «Птица на ветке», «Хлеб всему голова!». Оборудование: пластилин, соленое тесто, картон, стеки. Раздел: Декоративно-прикладное творчество. Работа в смешанной технике. Цель: познакомить детей с разнообразием материалов, техник и приемов работы в декоративно-прикладном творчестве. Задачи: познакомить детей с видами прикладного искусства – аппликация, коллаж, роспись. Учить приемам использования природных и бросовых материалов в создании поделок. Развивать фантазию, художественный вкус, воображение. Развивать мелкую моторику пальцев рук, учить координировать движения рук, расширить сенсорный опыт. Темы: составление композиции из флористического материала «Осенний букет». «Осенние деревья». Создание композиции из природного материала «Осень» на плоскости листа. Приемы работы с ножницами и с клеем. Коллаж. «Радуга». Выполнение изображений с помощью шаблонов, использование бросового материала для изготовления панно «Новогодние шарики», «Зимушка». Оборудование: клей, ножницы, природный и бросовый материал, картон, нитки и другое. Содержание учебного (тематического) плана. Введение. 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Диагностика. Теория: Природа как объект вдохновенья. Разнообразие животного и растительного мира на планете Земля. Правила техники безопасности на занятиях и экскурсиях. Практическая работа: Экскурсия по живому уголку СЮН. Входящая аттестация игра – тест с мячом 1.2. «Природа в творчестве художников разных эпох». Теория: Природа как объект вдохновенья. Разнообразие воплощений природных мотивов в творчестве художников. Виды искусства, техники. Практическая работа: Виртуальная экскурсия по картинной галерее. Рисунок по мотивам картин художников пейзажистов 2. Рисование 2.1. Графические приемы работы карандашами и восковыми мелками. Теория: Природа как объект вдохновенья. Разнообразие воплощений природных мотивов в творчестве художников. Виды искусства, техники. Практическая работа: рисунок с использованием техники работы с восковыми мелками «Море» упражнения на развитие мелкой моторики игра «тайнопись» 2.2. Работа с графическими материалами Теория: приемы работы с графическими материалами, техники. Изображение животных в работах художников анималистов и наброски к будущим произведениям мастеров. Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. Рисунок на тему «Пушистые питомцы» 2.3. Знакомство с основами композиции Теория: статичная композиция и создание движения на листе - направление на листе – вверх-вниз, вправо-влево, из угла в угол. Многофигурная композиция. Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. Рисунок карандашом, фломастеры, гуашью «Переполох в лесу» 2.4. Учимся работать акварелью Теория: техники – акварель по сырой бумаге , «восковой мелок и акварель», «многослойность» а акварели. Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. упражнение для развития воображения «что ты видишь в облаках» рисунки на темы «Облака», «Закат», «Пейзаж осени» с использованием разных приемов работы с акварелью. 2.6. Учимся работать гуашью Теория: Приемы работы с гуашью: точка, пальчиковый отпечаток, мазок, смешивание красок. Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. рисунки на тему «Первый снег» 2.7. Плановость, перспектива на плоскости листа. Теория: передача пространства на плоскости листа. Перспектива в работах художников эпохи Возрождения. Этапность в создании рисунка. Практическая работа: тема рисунка «Удивительные деревья» выполнение рисунка с усложнением задач в композиции (набор элементов, плановость, оттенки цвета), уточнение рисунка 2.8. Пейзаж. Теория: элементарное изображение пейзажа, работа гуашевыми красками с послойным нанесением красок, смешиванием цвета. Практическая работа: Смешивание цвета на палитре. Оттенки одного цвета. Темы для рисунков «Птицы Уральского леса», «Пейзаж», «Домашний питомец» 2.9. Плановость в рисунке. Теория: приемы выделения главного в картине (цвет, размер, размещение на плане) Практическая работа: Выполнение композиции на листе бумаги с учетом переднего, среднего и дальнего планов. Темы «Кошки. Коты» Виртуальная экскурсия по выставочному залу Наблюдение за домашними питомцами. Фото-охота 2.10. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам Теория: элементы изобразительности в графике и живописи - точка, линия, завиток, зигзаг, штрихи. Практическая работа: «Морозный узор»: отработка технических приемов изображений. упражнение для развития мелкой моторики упражнение на развитие воображения «дорисуй-ка» 2.11. Цветочный букет Теория: понятие «цветовая гамма». Теплые, холодные цвета, контрастные сближенные. Практическая работа: Игра «подбери цветы по цвету» Рисунок на тему «Цветы в вазе» Виртуальная экскурсия по выставочному залу. 2.12. Линейный рисунок. Теория: линия как средство выразительности. Художники – графики. Красота зимнего пейзажа в творчестве художников. Качества линии – тонкая, жирная, рыхлая, четкая, прерывистая и т.д. Практическая работа: Упражнения для развития мелкой моторики. Упражнения на тренировку рисования линий разного характера «Ветки хрупкие – крепкие» Линейный рисунок на тему «Зимний лес. Ветви деревьев» 2.13. Бабочка Теория: Изучение и передача изобразительными средствами образа бабочки – строения и правильных пропорций. Передача разными выразительными средствами характера и красоты насекомого – легкости, яркости, и другое. Практическая работа: Декоративное изображение бабочки. 3. Работа с пластическим материалом. 3.1. Изобразительные возможности и виды пластических материалов. Теория: виды материалов – соленое тесто, глина, пластилин, полимерная глина. Отличие объемных работа от изображений на плоскости. Мастера скульптуры. Изображение животных в их творчестве. Практическая работа: Упражнения на развитие мелкой моторики Подготовка материала к работе Объёмное изображение «Кошка» (пластилин) 3.2. Барельеф. Теория: барельеф – объемное изображение на плоскости. Соленое тесто технология работы с ним. Практическая работа: Виртуальное путешествие по мастерским народного творчества. Подготовка основы и материала к работе Панно «Хлеб – всему голова!» 3.3 . Рисование пластилином «Птица на ветке». Теория: не традиционные техники работы с пластическим материалом. Создание изображений на плоскости пластилином, жатой бумагой, шоколадом, и т.п. Практическая работа: Виртуальная экскурсия по мастерской кондитера. Подготовка пластилина к работе. Создание эскиза будущего изображения Изготовление панно «Листопад» 4. Декоративно-прикладное творчество 4.1. Осенний букет Теория: возможности и использование шаблонов в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, интерьерах. Мастера книжной графики. Практическая работа: Виртуальная экскурсия по мечетям, музеям керамики, рассматривание книг с оформлением орнаментом. Изготовление шаблонов. Сбор и подготовка флористического материала Составление композиции из флористического материала с использованием шаблонов 4.2. «Радуга» Теория: коллаж, как вид декоративно- прикладного искусства. Разнообразие материалов и технологий в создании коллажа. Практическая работа: Упражнения для развития мелкой моторики Упражнения для развития воображения Приемы работы с ножницами и с клеем. Подбор материалов для коллаж. Выполнение композиции «радуга» из свободного материала. 4.3. «Осень» Теория: коллаж из природного материала с использованием декора и красок. Технология изготовления коллажа. Практическая работа: Подготовка природного материала для создания композиции Экскурсия на выставку работ из природного материала Изготовление композиции «Осень» 4.4. «Новогодние шарики» Теория: использование бросового материала в изобразительном искусстве. Уличное искусство. Сохранение зеленых насаждений. Альтернатива живой ели. Утилизация и вторичное использование некоторых материалов (пластик, металл, стекло, оберточный и упаковочный материал). Практическая работа: Виртуальная экскурсия по фестивалю Уличного искусства Просмотр видеофильма из серии «Из отходов в доходы» Подготовка выбранного материала для создания новогоднего украшения Изготовление объемной поделки «Новогодние шарики» 4.5. Использование бросового материала для изготовления панно. Теория: звери Уральского леса. Изображения жизни животных в творчестве художников – анималистов. Художники иллюстраторы детских книг (Чарушин). Использование разных техник и материалов для создания фактуры шерсти и оперения животных. Практическая работа: Просмотр книг с иллюстрациями животных Создание эскиза коллажа Выполнение работы в смешанной технике. 4.6. «Подарок маме» Теория : Книжная графика и полиграфия в современном искусстве. Изготовление поздравительных открыток – история, виды. Открытки ручной работы – возвращение традиции. Практическая работа: Упражнение для развития мелкой моторики выбор материалов и создание эскиза для открытки «Подарок маме» 4.7. «Сказочный цветок» Теория : творческий подход в создании авторской работы. Нестандартные решения в воплощении замысла (выбор материалов, техник) Практическая работа: Подбор материалов и создание эскиза для будущей композиции Разбор и обсуждение работ художников –декораторов. Создание композиции «Сказочный цветок» 5. Подведение итогов. Теория:подведение итогов работы за год Практическая работа: Оформление итоговой выставки «Творческая мастерская». Обсуждение работ. Выделение удачных моментов. Учебно-тематический план Возраст детей 12- 15 лет № Наименование занятий разделов/тем Всего часов В том числе теории практики Форма контроля Раздел 1. Введение. 2ч. 1 0,3 0,7 Наблюдение 1.2 Экскурсия по живому уголку. Виртуальная экскурсия по картинной галерее. Раздел 2. Основы рисунка.8ч. 1 0,3 0,7 Диагностика Художественные материалы и графические приемы в изображении пейзажа «Лес» 2.2 Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий в изображении деревьев. «Ветер» 2.3 Итоговое занятие. Просмотри презентация работ, обсуждение. Раздел 3. Основы цветоведения.7ч. 3 0,3 2,7 Рефлексия 3 0,3 2,7 Рефлексия 2 0,3 2,7 Диагностика 1.1 2.1 Введение. Вводное Инструктаж по ТБ. занятие. Цвет и свет. Цвет в произведениях живописи. «Солнечный день». 3.2 Пятно как средство выражения. Ритм пятен. «Цветы» Итоговое занятие. Просмотр и презентация работ, обсуждение. Раздел 4. Основы композиции.10ч. 3.1 0,3 3 0,3 2,7 Рефлексия 1 0,3 0,7 Диагностика Сюжет и выбор материала и 3 0,3 техники. «Пушистые питомцы и жители водоема» 4.2 Набросок в изображении 3 0,3 животного. Экскурсия по живому уголку. 4.3 Центр композиции. 3 0,3 Выделение центра цветом, размером. «Мой домашний питомец» Итоговое занятие. 1 0,3 Просмотр и презентация работ, обсуждение Раздел 5. Основы декоративно – прикладного искусства. 16ч. 5.1 Ознакомление с разными 2 0,3 видами ДПИ. Виртуальная экскурсия по музеям народных промыслов и выставкам современного исусства. 5.2 Совершенствование 3 0,3 мелкой моторики рук. Соленое тесто. «В гостях у пекаря» 5.3 Коллаж как вид 5 0,3 изобразительной деятельности. Использование природных и бросовых материалов. «Волшебный Бабушкин сундук» 5.4 Создание декоративной 5 0,3 композиции из бросового материала. «Сказочный лес» Итоговое занятие. 1 0,3 Просмотр и презентация работ, обсуждение Раздел 6. Жанры изобразительного искусства. 17ч. 4.1 2,7 Рефлексия 3 2,7 Рефлексия 2,7 Рефлексия 2,7 Рефлексия 0,7 Диагностика 2,7 Рефлексия 2,7 Рефлексия 4,7 Рефлексия 4,7 Рефлексия 0,7 Диагностика 6.1 Пейзаж. Изображение пространства. Пейзаж в графике. 6 0,9 5,1 2 0,3 1,7 Рефлексия 6.2 Городской пейзаж. 2 0,3 1,7 Рефлексия 6.3 Пейзаж настроения. 2 0,3 1,7 Рефлексия 6.4 Образ человека – главная тема в искусстве. Портрет. Автопортрет 2 0,3 2,7 2 0,3 1,7 Рефлексия Изображение фигуры человека. Фигура в движении «Прогулки по птичьему лесу» Анималистический жанр 2 0,3 2,7 2 0,3 1,7 4 0,6 5,7 Изображение животных. «Мой зоопарк» Разноцветные попугаи. 2 0,3 1,7 Рефлексия 2 0,3 1,7 Диагностика Натюрморт. 3 0,9 2,1 Форма. Многообразие форм. Итоговое занятие. Просмотр и презентация работ, обсуждение Раздел 7. Пропаганда экологических знаний. 7ч. 7.1 Птицы зимой Участие в акции «Подкормите птиц зимой» 7.2 Новогодняя елка из нетрадиционных материалов. Акция «Елочка» 7.3 Мое любимое животное. Дни защиты животных 7.5Оформление работ. 7.6 Паспарту, рамка. Итоговое занятие. Просмотри презентация работ, обсуждение Раздел 8. Подведение итогов. 5ч. 2 0,3 1,7 Рефлексия 1 0,3 0,7 Диагностика 3 0,3 2,7 Рефлексия 3 0,3 2,7 Рефлексия 3 0,3 2,7 Рефлексия 2 0.3 1,7 1 0,3 0,7 6.7 6.8 6.9 6.10 Рефлексия Диагностика 8.1 8.2 Заключительное занятие: рисунок на свободную тему. Выставка. (Графические материалы) Итоговое занятие. Просмотри презентация работ, обсуждение Итого: 3 0,3 2,7 Наблюдение 2 0,3 0,7 Диагностика 72ч. 17,4 54.6 Содержание учебного (тематического) плана. Основы рисунка. Содержанием уроков рисования являются изображение явлений и объектов окружающего мира и иллюстрирование литературных произведений и своих впечатлений от увиденного. Перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет литературного произведения, проиллюстрировать увиденное, попробовать передать характер образа. Педагог должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После завершения работы ребенок рассказывает, что задумал нарисовать, что получилось и что хотелось бы доработать. Проговаривает идеи следующей работы. Основы цветоведения. Цвет, цветовые сочетания красок - это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности. Рисунок и живопись помогают детям видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни. Живопись - искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, способствует познанию красоты природы. Основы композиции Тема композиции всегда воспринимаются детьми с большим энтузиазмом. Композиция это возможность сочинять, мыслить, творить. Весь их творческий потенциал, умение думать — все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал. Ребенок учится компоновать рисунок уже в черновиках, сопоставляя большие и малые формы, распределяя в листе главные силуэты и второстепенные, ищет тот силуэт, который будет являться композиционным центром работы. На занятиях обучающиеся учатся выделить центр композиции с помощью различных приемов – цвета, формы, движения, проработки деталей. Основы декоративно – прикладного искусства. Декоративно –прикладное искусство является сложным видом деятельности для детей с ОВЗ, так как осуществляется через серию последовательно выполняемых действий, усвоение и удержание которых представляет определенные трудности для такого ребенка. Выполнение различных видов работы по созданию поделок – коллажей, декорированных предметов, должно быть обеспечено высоким уровнем развития мелкой моторики руки (сформированным захватом). Такие действия как - отрывать, намазывать, прикреплять, прижимать создают некоторые трудности и увеличивают время работы над поделкой, что может повлечь затухающий интерес к деятельности. Поэтому занятия часто проводятся в форме совместной работы с педагогом или коллективной работы: детей учат наблюдать за действиями взрослого или соавтора, обучают выполнению определенной операции (например, отрывать кусочки бумаги, ваты, используя захват «щепотью), привлекают их внимание к результату деятельности. На предметной композиции нужно научить соотносить объемный образец (реальный предмет/объект) с его плоскостным схематичным изображением (узнавание, определение подобия/отличий «Такой — не такой»). Постепенно увеличивается количество операций, выполняемых ребенком с пошаговой инструкцией сопряженно или по показу взрослого. Демонстрация уже готовых поделок детям сопровождается комментированием действий, эмоциональным выражением отношения взрослого к процессу и результату деятельности. Дети учатся узнавать в декоративном изображении реальные предметы. С этой целью в структуру занятия включаются игры на соотнесение образов с предметами. Ознакомление детей со свойствами материалов (бумаги, ткани, природных и бросовых материалов), обучение предметно-орудийным действиям с клеем — карандашом, салфеткой проводится в игровых упражнениях. Взрослый организует взаимодействие детей с материалами, используемыми на занятии, фиксирует их внимание на существенных признаках материала, которые необходимо учитывать в работе. Жанры изобразительного искусства Знакомство с видами изобразительного искусства способствует развитию кругозора детей и стимулирует их творческую активность. Доступными живописными (акварель, гуашь) средствами ребенок имеет возможность выразить в цвете свои эмоции, отношение к событиям или отдельным объектам. Техники и приемы работы с этими материалами позволяют развивать мелкую моторику рук, а особенности работы в не традиционных техниках акварелью (по сырой бумаге, пальчиковая живопись, с помощью нитки, перьев и т.п) способствует развитию творческой активности. На занятиях рассматривается взаимодействие видов искусств. Создание образа графическими и живописными материалами. Знакомство с жанром «портрет» происходит через познание в первую очередь себя. Создание образа человека направлено не только на воспроизведение, но и развитие внимания к близким и друзьям и на этой основе создание образов. Первые попытки работы с натуры, воспитывают усидчивость, сосредоточенность, внимание. Пропорции лица и фигуры человека. Передача характера. Портрет друга. Передача настроения. Художественный образ. Пейзаж как жанр изобразительного искусства и образы природы, как источнок вдохновенья художников всех эпох. Изображение пейзажей в разных техниках. Реальный и фантазийный пейзаж. Пейзажи времен года, времени суток. Состояние в пейзаже. Анималистический жанр в изобразительном искусстве выделен как наиболее доступный и интересный детям этого возраста. Через любовь и заботу к своим питомцам ребенок имеет возможность реализовать свои лучшие качества – ответственность, сопереживание, забота. У ребенка в своих работах домашние животные часто становятся любимым объектом для творчества. Разнообразие животного мира планеты, как источник вдохновения художников. На занятиях рассматриваются доступные техники и приемы в изображении животных, для создания образов и характеров. Развитию фантазии способствуют упражнения создания сказочных образов на основе реальных. Пропаганда экологических знаний Одной из основных задач курса, наравне с развитием творческих способностей обучающихся, является социализация детей в обществе и приобщение их к общественно полезной деятельности в том числе и с использование экологических знаний. Поэтому в программу включен блок занятий, на которых ребенок создает работы основываясь на экологических знаниях. Сохранение лесов, животного мира планеты, переработка отходов и правильное – рациональное природопользование. Подведение итогов. Подведение итогов работы, обсуждение удачных моментов и сравнение своих работ с работами сверстников, является одним из важных элементов обучения. Участие в выставках разных уровней повышает самооценку таких детей, стимулирует их творческую и гражданскую активность и помогает им в сложном процессе социализации. Содержание курса. 1. Введение. 1.1. Вводное занятие. Разнообразие животного и растительного мира Земли, как объект вдохновенья для художников. Знакомство с обитателями живого уголка. Инструктаж по ТБ. Теория: Растительные и животные мотивы в творчестве ремесленников. Природные и Взаимодействие животных и растений населяющие различные экосистемы. Правила техники безопасности на занятиях и экскурсиях. Практическая работа: Экскурсия по живому уголку. Просмотр видеофильма «Голубая планета» Входящая аттестация игра – тест с мячом «назови животных» 1.2. Виртуальная экскурсия по картинной галерее. Теория: Растительные и животные мотивы в творчестве художников, ремесленников. Практическая работа: Просмотр видеофильма «Народные промыслы России», «художники пейзажисты Русского музея» Рисование с использованием графических материалов «Что я вижу из окна» 2. Основы рисунка 2.1. Художественные материалы и графические приемы в изображении пейзажа «Лес» Теория: карандаш, как средство выразительности. Использование линии, штриха, тона. Практическая работа: Пальчиковая гимнастика Просмотр репродукций Шишкина и Левитана Изображение леса с прорисовкой деталей. 2.2. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий в изображении деревьев. «Ветер» Теория: карандаш, как средство выразительности. Использование карандашей различной мягкости и разного нажатия на них. Линии, штрих, тон. Практическая работа: Пальчиковая гимнастика. Просмотр репродукций японских художников, весенние пейзажи. Изображение деревьев и отдельных веток с прорисовкой деталей. Игра «рисуй шнурок» - выкладывание изображения с помощью нити, шнура. 2.3. Итоговое занятие темы «Художественные материалы и графические приемы в изображении пейзажа». Теория: закрепление материала - карандаш, как средство выразительности. Использование карандашей различной мягкости и разного нажатия на них. Использование линии, штриха, тона. Практическая работа: Оформление мини-выставки. Просмотр и презентация работ, обсуждение, выделение удачных фрагментов, формирование перспектив, самооценка. Раздел 1. Введение. 3. Основы цветоведения. 3.1. Цвет и свет. Цвет в произведениях живописи. «Солнечный день». Теория: Цвет, как средство выразительности. Использование цвета для передачи настроения в творчестве художников. Использование краски разной консистенции. Сочетание цветов. Практическая работа: Просмотр произведений русских и европейских импрессионистов. Изо-игра «Угадай настроение» Творческое задание «Солнечный день» 3.2. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. «Цветы» Теория: Цвет, как средство выразительности. Использование цвета в передаче красоты объектов природы. Сочетание цветов. Практическая работа: Экскурсия в зимний сад. Игра из шаблонов «собери букет» Творческое задание «мои любимые цветы» 3.3. Итоговое занятие темы. «Цвет и свет». Теория: закрепление материала - цвет, как средство выразительности. Практическая работа: Оформление мини-выставки. Просмотр и презентация работ, обсуждение, выделение удачных фрагментов, формирование перспектив, самооценка. 4. Основы композиции 4.1. Сюжет и выбор материала и техники. «Пушистые питомцы и жители водоема» Теория: Цвет, как средство выразительности. Использование цвета в передаче красоты объектов природы. Сочетание цветов. Практическая работа: Экскурсия в зимний сад. Игра из шаблонов «собери букет» Творческое задание «мои любимые цветы» 4.2. Набросок в изображении животного. Теория: Разнообразие животного мира планеты. Особенности строения разных видов животных. Просмотр набросков животных художников анималистов. Набросок, как основа будущего рисунка. Передача характерных деталей объекта. Этапы работы. Практическая работа: Экскурсия по живому уголку. Наброски животных живого уголка. 4.3. Центр композиции. Выделение центра цветом, размером. Теория: Особенности строения животных. Передача характера, фактуры, цвета художественными средствами. Использование наброска для будущего рисунка. Передача характерных деталей объекта, и проработка фона. Этапы работы. Практическая работа: Рисунок домашнего питомца. «Мой домашний питомец». 4.5. Итоговое занятие темы. «Основы композиции». Теория: закрепление материала – размещение изображения на листе, приемы для создания динамики движения, выделение центра художественными средствами. Практическая работа: Оформление мини-выставки. Просмотр и презентация работ, обсуждение, выделение удачных фрагментов, формирование перспектив, самооценка. 5. Основы декоративно – прикладного искусства. 5.1.Ознакомление с разными видами ДПИ. Теория: Природные мотивы в декоративно-прикладном творчестве. Использование природных материалов. Разнообразие направлений в декоративно-прикладном творчестве. ДПИ в интерьерах. Практическая работа: Виртуальная экскурсия по музеям народных промыслов и выставкам современного искусства. Викторина «Народные промыслы России» 5.2. Соленое тесто. Теория: технология приготовления соленого теста для творческих работ. Технологии и приемы работы с материалом. Практическая работа: Совершенствование мелкой моторики рук. Подготовка материала для работы. Составление эскиза. Изготовление панно «В гостях у пекаря». 5.3. Коллаж как вид изобразительной деятельности. Теория: Коллаж как вид изобразительной деятельности. Технология изготовления коллажа, выбор и разнообразие природных материалов. Технологии и приемы работы с различными материалами. Практическая работа: Совершенствование мелкой моторики рук. Подготовка природных материалов и инструментов для работы. Составление эскиза. Изготовление панно «Сказочный лес». «Волшебный Бабушкин сундук». 5.4. Коллаж как вид изобразительной деятельности. Создание декоративной композиции из бросового материала. Теория: Коллаж как вид изобразительной деятельности. Технология изготовления коллажа, выбор и разнообразие бросового материалов. Технологии и приемы работы с различными материалами. Практическая работа: Совершенствование мелкой моторики рук. Подготовка материалов и инструментов для работы. Составление эскиза. Изготовление панно «Волшебный Бабушкин сундук». 5.5. Итоговое занятие темы «Основы декоративно – прикладного искусства». Теория: закрепление материала – коллаж техники и материалы для выполнения работы. Приемы для создания динамики движения, выделение центра художественными средствами. Практическая работа: Оформление мини-выставки. Просмотр и презентация работ, обсуждение, выделение удачных фрагментов, формирование перспектив, самооценка. 6. Жанры изобразительного искусства 6.1. Пейзаж. Пейзаж в графике. Теория: пейзажи в творчестве художников живописцев и в творчестве прикладников. Композиция в пейзаже. Плановость. Практическая работа: Виртуальная экскурсия по музеям. Набросок пейзажа. Графические материалы. 6.2. Пейзаж. Городской пейзаж. Теория: пейзажи в творчестве художников живописцев и в творчестве прикладников. Экология города. Особенности городских пейзажей. Композиция в пейзаже. Цвет в передаче настроения, плановости. Практическая работа: Фотоэкскурсия по городу. Цветовой набросок. Пейзаж живописными средствами. 6.3. Пейзаж. Пейзаж . Теория: пейзажи в творчестве импрессионистов. Особенности изображения пейзажей. Композиция в пейзаже. Цвет в передаче настроения, плановости. Практическая работа: Творческая работа «Пейзаж настроения» 6.4. Образ человека в искусстве. Теория: жанр портрета в творчестве художников живописцев. Виды портрета. Пропорции лица. Цвет в передаче настроения. Практическая работа: виртуальная экскурсия по выставочным залам и портретным галереям. Рисунок лица. Эскиз автопортрета. 6.5. Образ человека в искусстве. Теория: жанр портрета в творчестве художников живописцев. Виды портрета. Пропорции лица. Цвет в передаче настроения. Практическая работа: виртуальная экскурсия по выставочным залам и портретным галереям. Рисунок лица. Эскиз автопортрета. 6.6. Изображение фигуры человека. Теория: жанр сюжетных картин. Пропорции фигуры человека. Расположение фигуры на листе, фигура в движении. Значение заполнения пространства. Практическая работа: рисунок «Прогулки по птичьему лесу». 6.7. Анималистический жанр. Теория: анималистический жанр и изображение животных в других жанровых произведениях. Передача окраса, фактуры, пропорций фигуры разных животных. Расположение на листе, животное в движении, набросок как часть будущего рисунка. Практическая работа: экскурсия по живому уголку. виртуальная экскурсия по залам художников анималистов. Рисунок «разноцветные попугаи». 6.8. Натюрморт. Теория: жанр натюрморта, история появления. Форма и цвет в изображении предметов. Передача цвета, фактуры, пропорций. Расположение на листе. Практическая работа: экскурсия по зимнему саду, виртуальная экскурсия по картинной галерее. Рисунок «натюрморт». 6.9. Итоговое занятие темы «жанры в изобразительном искусстве». Теория: закрепление материала – многообразие жанров в изобразительном искусстве. Использование различных материалов и техник. Практическая работа: Оформление мини-выставки. Просмотр и презентация работ, обсуждение, выделение удачных фрагментов, формирование перспектив, самооценка. 7. Пропаганда экологических знаний. 7.1. Птицы зимой Теория: художники, как пропагандисты экологических знаний и люди которые транслируют бережное отношение к красоте природы. Художники – плакатисты. Практическая работа: Участие в акции «Подкормите птиц зимой». Создание плакатов и другой агитационной продукции по теме. 7.2. Акция «Елочка» Теория: художники, как пропагандисты экологических знаний и люди которые транслируют бережное отношение к красоте природы. Произведения декоративно-прикладного творчества в интерьере. Проблема сохранения лесов на планете. Практическая работа: Участие в акции «Елочка». Создание альтернативной новогодней елочки для интерьера, с использованием природного и бросового материала. 7.3. Акция «день защиты животных» Теория: художники, как пропагандисты экологических знаний и люди которые транслируют бережное отношение к красоте природы. Произведения декоративно-прикладного творчества и полиграфии в жизни. Проблема сохранения животных на планете. Практическая работа: Участие в акции «день защиты животных». Создание лепбука, книжки-малышки с использованием бросового материала на тему «Мое любимое животное» 7.4. Паспарту, рамка, как неотъемлемая часть произведения. Теория: рама для картин, как дополнение к произведению. Подбор рам, виды оформлений произведений – традиционные и не традиционные. Практическая работа: виртуальная экскурсия по выставочному залу. Создание паспарту. 7.5. Творческая работа и пропаганда экологических знаний. Теория: закрепление материала – «природа и проблемы экологии глазами художника». Практическая работа: Оформление мини-выставки. Просмотр и презентация работ, обсуждение, выделение удачных фрагментов, формирование перспектив, самооценка. 8. Подведение итогов. 8.1. Творческое задание. Теория: природа, как источник вдохновенья. Выбор темы работы и материалов для наилучшего воплощения замысла. Практическая работа: рисунок на свободную тему. 8.2. Итоговое занятие Теория: закрепление материала. Практическая работа: тестирование по темам курса. Оформление мини-выставки. Просмотр и презентация работ, обсуждение, выделение удачных фрагментов, формирование перспектив, самооценка. Результативность программы определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа. Начальная диагностика – проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка на реабилитацию. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно – ориентированный подход в процессе учебного занятия. Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения. Планируемые результаты. 1.Предметные: Закреплены представления детей о видах изобразительной деятельности; основе экологической культуры; о материалах для изобразительного искусства, инструментах, приспособлениях; закреплены простейшие приёмы и техники декоративно- прикладной деятельности; особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; закономерности строения изображаемых предметов, основные закономерности светотени, элементы цветоведения, композиции; правила безопасности труда. 2.Метапредметные: У ребенка развивается: интерес к природе, желание активно познавать и изображать с природные объектами с учётом избирательности и предпочтений детей; самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности; творческие способности (фантазия, образное мышление, речь и художественно-эстетический вкус и др.); подбирать цвет для создания различных цветовых сочетаний; правильно применять инструменты, приспособления и материалы в соответствии с выбранной техникой; применять изученные приёмы. Формируется роль природных мотивов в изобразительном искусстве в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями, понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них. 3.Личностные: Формируется: жизненная позицию ребенка - стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении; понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе; развивается самостоятельность детей; развивается навык передачи в работе не только настроение, но и собственное отношение к природе и изображаемому объекту; а так же навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ. Ребенок проявляет инициативу в разных видах деятельности — игре, общении; ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; у ребенка развивается крупная и мелкая моторика. Комплекс организационно педагогических условий. Создание комфортной обстановки на занятиях, необходимой для проявления способностей каждого ребенка. Индивидуальный подход к воспитаннику с учетом его психологических и возрастных особенностей. Поддержка педагогом связи с родителями. Постоянная работа педагога по самообразованию: новые знания в области педагогики, психологии, новых информационных технологий. Условия реализации программы: - Материально- техническое обеспечение. Занятия проходят на базе МАУ ДО «СЮН» оснащенном учебной мебелью, доской и мультимедийным проектором. Условия для использования информационных технологий обеспечиваются педагогом (переносной компьютер). Ноутбук или компьютер с доступом в интернет, доска, мультимедийный проектор, экран, колонки. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, в отдельных случаях занятия могут проводится дома. Условия проведения: специальное рабочее место, ноутбук или компьютер, комплект методических пособий. В работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти, карандаши), нетрадиционные материалы. Это восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, печатки из поролона, картофеля, моркови, пробок, трубочки для коктейля, палочки или старые стержни для процарапывания, салфетки, песок, пластилин, опилки, крупа, нитки и многое другое. Материалом может быть любой предмет из окружающего мира (природный или бросовый). - Информационное обеспечение1. Комплект видео-презентаций по темам; 2. Серия фильмов «Музеи мира», «Русское народное творчество», 3. Серия фильмов «Удивительные животные», «Животные и растения Красной книги» 4. Подборка репродукций художников анималистов и пейзажистов; 5. Подборка книг по истории изобразительного искусства; - Кадровое обеспечение. Педагог ДО со специальной подготовкой по соответствующей направленности. - Методические материалы. Учебно-методический комплекс, используемый в процессе реализации настоящей программы, включает в себя: - нормативные документы, - методические разработки диагностических упражнений и игр; - инструкционные карты по выполнения изделий - видеотеку, и банк методических и дидактических материалов. В том числе мультимедийных. - список литературы, - художественные открытки, фотографии, альбомы, картины и репродукции. Технические средства комфортного доступа детей с ОВЗ к возможностям получения дополнительного образования, включая специализированные компьютерные инструменты образования, ориентированны на удовлетворение особых образовательных потребностей. Используются раздаточные материалы, пособия, дидактические материалы, компьютерные инструменты, отвечающие особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, и позволяющие реализовывать программу и учитывать их особые образовательные потребности. Коллекция животных и растений живого уголка. Дидактический, наглядный, игровой материал соответствует возрастным требованиям, особенностям психофизического развития учащихся. Наглядно-дидактический материал: «Игра –Викторина», «Эрудит», «Домашние животные», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Зимующие птицы», «Животные и их детеныши», обучающий набор карточек «Зимующие и перелетные птицы». Тематические видео-презентации к занятиям. Библиотека для учащихся. На практических занятиях дети приобретают опыт общения с объектами живой природы и развивают навыки изобразительной деятельности, в котором совмещаются правила рисования с элементами фантазии. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работы и обсуждением. Методы обучения. Для качественного развития изобразительной деятельности детей программой предусмотрено: • Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы и выборе тем; • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности; • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; • Создание увлекательной атмосферы на занятия, сочетание элементов творчества с необходимыми трудовыми усилиями; • Создание ситуации успеха и чувства удовлетворения от процесса деятельности. При организации и проведении занятий, педагог должен учитывать индивидуальные особенности учащихся для получения ими доступной и качественной информации по каждой теме. Для этого необходимо использовать максимально возможное число наглядных средств обучения, в том числе и мультимедийные дидактические пособия. Этим обусловлены некоторые особенности методики проведения занятий, подачи учебного материала, а также его изменение и дополнение. При реализации программы используются методы обучения, которые можно классифицировать: а) по способу подачи материала: словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж); наглядный (показ, демонстрация образцов); практический (выполнение работ с применением полученных знаний); б) по характеру деятельности учащихся: объяснительноиллюстрационный; репродуктивный; В процессе обучения педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса. Для снятия утомляемости при длительной нагрузке во время занятий учащимся предлагается несложная гимнастика для глаз (комплекс упражнений по методикам профессоров Э.С.Аветисова и М. Норбекова), которая занимает около 3-х минут. Также предлагается играупражнение для укрепления зрения и шейного отдела позвоночника под названием «Пишем носом, пишем глазками» по методике профессора Л.И.Латохиной. Принципы обучения Программа строится на следующих принципах обучения: - принцип доступности обучения и посильности труда; - принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности; - принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; При работе с детьми с ОВЗ больше времени уделяется практической работе, повторению и закреплению навыков, применению их для выполнения изделия. - принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью; - принцип систематичности и последовательности в обучении; Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Основными формами отслеживания результатов усвоения учебного материала являются входящая и итоговая аттестация обучающихся, а также текущий контроль. Осуществляется аттестация обучающихся следующим образом. Входящая аттестация проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень развития мелкой моторики руки, интеллектуальное развитие ребенка и уровень сформированности экологических знаний. Проводится в форме теста. Текущий контроль проводится после изучения каждой темы программы. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на четкое выполнение заданий. Формы проведения: устный опрос обучающихся, наблюдения во время выполнения практических заданий, дидактические игры. Данные заносятся в диагностическую карту ребенка. Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе. Цель его проведения определение уровня усвоения программы. Формы проведения: опрос учащихся, итоговая практическая работа (игра, викторина), а также повтор теста входящей аттестации. Промежуточная и итоговая аттестация проводится в следующих формах подведения итогов: опрос; тестирование; самостоятельная работа; открытое занятие для родителей; участие в выставках, конкурсах. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С. Комарова) Критерии оценки уровня цветовосприятия. 3 передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; балла 2 есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и балла оттенков, 1 цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном балл цвете. Критерии оценки уровня ассоциативного восприятия пятна: 3 самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические балла образы; 2 справляется при помощи взрослого балла 1 не видит образов в пятне и линиях. балл Критерии оценки уровня эмоционального состояния 3 адекватно реагирует эмоциональные отклики педагога, критично оценивает балла свою работу. Выражает восторг от работы. 2 эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке балла (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности 1 безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован балл (равнодушен) продуктом собственной деятельности Критерии оценки уровня самостоятельности и творчества: выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, балл сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла Критерии оценки уровня развития мелкой моторики рук: 3 Выполняет задания по инструкции) балла 2 Совместное выполнение заданий по образцу взрослого балла 1 Не может манипулировать предметами и работать руками (нет мелких балл манипуляций 3 балла 2 балла Критерии оценки уровня изобразительных навыков: 3 легко усваивает новые техники, владеет навыками действия балла изобразительными материалами 2 испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами балла 1 рисует однотипно, материал использует неосознанно балл Критерии оценки уровня определения формы: 3 Форма передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции балла соблюдаются, чётко передано движение; 2 есть незначительные искажения, движения передано неопределённо балла 1 искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены балл неверно, пропорции переданы неверно. Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения. 3 расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в балла изображении разных предметов; 2 на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; балла 1 композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность балл предметов передана неверно. Шкала уровней: 0 – 9 – низкий уровень; 10 - 18 – средний уровень; 19 – 27 – высокий уровень. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность ребёнка с ограниченными возможностями, свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Поскольку, с одной стороны, даёт более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязаны к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. Дидактические игры, используемые на занятиях. Из чего состоит пейзаж (игра с картинками) Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные (можно использовать открытки). Задание: отбирать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывать свой выбор. Собери пейзаж Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года. Материал: цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озер и т. д., отражающие сезонные изменения в природе. Задание: по собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний.) Жанр живописи Цель: закрепить знания об изображении пейзажа (натюрморта, портрета), его признаках. Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж). Задание: найти жанр пейзажа (натюрморта, портрета), среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж (натюрморт, портрет). Времена года Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые. Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками теплых и холодных цветов. Задание: выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. В игре могут используются художественные тексты о временах года. Перспектива Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины. Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие). Задание: составить пейзаж по описательному рассказу. Составь натюрморт Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету. Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов. Задание: составить натюрморт (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т. д.) Симметричные предметы Цель: дать детям понятие «симметричность предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и ассиметрии, сложив неправильно части предметов. Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам. Задание: сложить правильно части предметов. Составь портрет сказочного героя Цель: закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, снизу, между, под. Материал: портрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей (лицо пополам и на 4 части лоб, глаза, нос, рот и подбородок). Задание: составить портрет сказочного героя. Узнай по профилю Цель: развитие пространственного воображения. Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок. Задание: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж и его характер. Найди недостающего героя Цель: закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении. Материал: картинки сказочных персонажей (Красная Шапочка и Волк; Дюймовочка и Эльф и т. д.). Задание: найти пару сказочному персонажу, обосновать свой выбор, рассказать, какую роль выполняет этот герой. Список литература: Для руководителя 1. Закон РФ «Об образовании» от от 1.09.2013 г. 10.07.1992 № 273-ФЗ / http://www.infotechno.ru/ou.htm 2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2011. — 21 с. — (Стандарты второго поколения) / http://www.eidos.ru/journal/1998/0425.htm 3. ПРИКАЗ Минобрнауки России от 06.05.2005 г. № 137/ 4. http://markx.narod.ru/dot/ 5. Методические рекомендации по разработке проекта перспективного развития общеобразовательных учреждений Мурманской области на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" / http://www.moipkro.ru/section/activity/materials 6. Божко М. - "Уроки мастерства "М.. Мартин, 2003 7. https://vk.com/biseromania Для детей и родителей: 1. Бирч Линда : Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих. Москва. Астрель- АСТ. 2002. 2. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТПРЕСС книга, 2009. 3. Коргузалова Р.И. Рисование. «Просвещение» 4. Кудряшова Т. Украшения для интерьера в технике «Терра». Москва. ЭКСМО. 2008. 5. Михейшина М. : Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. Серия РУЧЕЁК. Минск «Литература». 1997 6. Наглядно- дидактическое пособие «Мир в картинка» Городецкая роспись по дереву. Мозаика- Синтез. 2003. 7. Неменский Б. Искусство вокруг нас. М. «Просвещение» 2004. 8. Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа рисунка. М. ЭКСМО. 2004. 9. Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа живописи. М. ЭКСМО. 2004 10. Никологорская О. Основы художественного ремесла. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. Москва. АСТ –Пресс. 1997. 11. Орлова Л.В. Искусство детям. Рабочие тетради по основам народного искусства. Москва. Мозаика- Синтез. 2003. 12. Шалаева Г. Учимся рисовать. М. ЭКСМО. 2007. 13. Шедевры русской живописи. Энциклопедия мирового город.2005. 14. http://xudojnik-sar.ucoz.ru, http://festival.1september.ru, http://draw.demiart.ru/ искусства. Белый http://brisknews.ru,