Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ»
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ 8- 10 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 ГОДА
Педагог дополнительного образования:
Н.Г. Штыкова
г. Краснотурьинск 2022 г.
Пояснительная записка.
Направленность.
Общеобразовательная программа по дополнительному экологическому
образованию «Экологический журнал» имеет естественно - научную
направленность. Ориентируется на личностно-ориентированную модель
воспитания и предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства
между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах
познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
Актуальность программы
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", (далее - Закон об образовании),
дополнительное образование - это вид образования, который направлен на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и
развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности. Дополнительная общеобразовательная
программа для детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и
индивидуальные особенности детей.
Программа имеет модульное содержание и ориентирована на метапредметные
и личностные результаты, что отвечает социальному заказу государства на
воспитание социально ответственной личности, изложенному в таких документах
как:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010
№ Пр-271;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N
1726-р;
- Письмом МинобрНауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
(включая разноуровневые программы);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей".
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
выполняет государственный заказ по обеспечению школьной подготовки
детей 8 - 10 лет с включением в образовательную деятельность регионального
компонента;
способствует ранней социализации детей 8 -10 лет, соответствует
воспитанию и развитию ребенка согласно разработанной в ОУ модели его образа;
формирует у ребенка 8 -10 лет первичные универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные, коммуникативные);
способствует формированию целостной картины мира и расширению
кругозора в рамках реализации ФГОС.
Отличительные особенности программы.
Основной особенностью реализуемой программы является то, что ребенок на
каждом занятии имеет возможность непосредственного общения с животными из
коллекции живого уголка, наблюдать и
проводить доступные опыты и
эксперименты, связанные с поведением и повадками животных. Участие в
общественно значимых и природоохранных мероприятиях экологической
направленности способствует социальной адаптации младших школьников. В
современном мире и у нас в России действуют законы об охране животного и
растительного мира нашей планеты. Для реализации этих законов требуется
широкое развитие экологического образования населения. Для сохранения всего
разнообразия фауны нашей планеты необходимо принятие безотлагательных мер.
Отсюда вытекает необходимость широкой пропаганды знаний о животном мире
Земли.
Адресат (субъектный компонент) дополнительной образовательной
программы.
Субъектами реализации программы являются:
• обучающиеся дети младшего школьного возраста (программа ориентирована на
детей 8 -10 лет);
Старшие дошкольники (8 -10 лет) отличаются остротой восприятия
действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого
возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше
запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и
пытаются использовать свои знания на практике.
Аналитическая деятельность находится в основном на стадии нагляднодейственного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии
объектов. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или
представление. Поэтому для занятий в области экологического образования
оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы.
В тесной связи с развитием мышления происходит, развитие речи и
формируется аналитическое мышление. У детей совершенствуется умение
длительно и внимательно воспринимать информацию, делать выводы. Поэтому
именно через интересную, познавательную беседу на занятиях педагог развивает
мышление детей, формирует жизненную позицию.
К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно
небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие
паузы для отдыха. С этой целью программой предусмотрен цикл развивающих
подвижных игр.
Режим занятий: занятия проводятся - 1 раз в неделю по 2 академических
часа (40 минут), в соответствии с нормами СанПин.
Объем
общеразвивающей
программы
составляет
144
часа.
Продолжительность каждой части обучения согласно учебному плану: первый
год - 72 часа, второй год – 72 часа.
Срок реализации программы - 2 учебных года. Продолжительность
учебного года составляет 35 учебных недель.
«Базовый уровень» программы предполагает использование и реализацию
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, в рамках содержательно-тематического направления
общеразвивающей программы.
Формы обучения - фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая.
Такие формы организации занятия, предполагают получить наилучший
результат освоения программы, используя для этого различные формы
деятельности (беседа, защита проектов, игра, наблюдение, практическое занятие,
экскурсия и другие), а также создать эмоциональный настрой.
Алгоритм учебного занятия.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2.Сообщение темы и цели занятия.
3.Повторение ранее изученного материала.
4. Изучение нового материала.
5.Закрепление нового материала.
6.Итог занятия.
Виды деятельности на занятиях.
Решение задач направлено на становление у детей научно-познавательного,
эмоционально-нравственного,
практически-деятельного
отношения
к
окружающей среде и к своему здоровью.
Для достижения цели можно использовать следующие педагогические
средства.
Организованные форма обучения:
– непосредственная
образовательная
деятельность
(познавательная,
комбинированная,
интегрированная),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью
людей в природе.
Совместная деятельность педагога и детей:
– система развивающих игр:
игровые ситуации, дидактические игры,
театрализованные игры, подвижные спортивные игры;
- тематические чтения художественной литературы, просмотры фрагментов
документальных, художественных и мультфильмов;
- экскурсии по городу, в лесопарковую зону, в музеи и на выставки, в живой
уголок СЮН;
- наблюдения и экспериментальная деятельность;
- участие в природоохранных мероприятиях;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
- работа с календарями природы, дневниками наблюдения, работа в тетрадях.
Формы подведения результатов
Для подведения результатов используются: тестирование, фронтальный опрос,
выставка, защита проектов, интеллектуально- творческая игра, конкурс,
тематический праздник, практическое занятие, презентация, творческая
мастерская.
Цель данной программы является развитие экологической грамотности
личности, осмысляющей взаимодействие природных объектов и биосферу как
часть единого процесса развития окружающей среды.
Задачи развития экологических представлений у детей 8 -10 лет (1 года
обучения):
1.Предметные: Закреплять представления детей о многообразии признаков
животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого
климата юга и холодного севера). Объединять в группы – классифицировать
растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы,
звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в
природе, и роли человека в них.
2.Метапредметные: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание
активно познавать и действовать с природными объектами с учётом
избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе
познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений,
отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и
применении в деятельности. Развивать творческие способности (фантазию,
образное мышление, речь и художественно-эстетический вкус и др.);
3.Личностные: Формировать жизненную позицию ребенка - стремление
сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным
экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и
любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
Задачи развития экологических представлений у детей 8 -10 лет (2 года
обучения):
1.Предметные: Формировать систему элементарных научных экологических
знаний, доступных пониманию младшего школьника, прежде всего как средства
становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать умения
предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей
среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных
природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии
природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования
животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о
взаимодействии человека и природы.
2.Метапредметные: Развивать познавательный интерес детей к природе через
творческую деятельность с использованием литературных и художественных
произведений. Искать ответы на вопросы, высказывать предположения,
эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательноисследовательской
деятельности,
способность
замечать
противоречия,
формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки
предположений, применять результаты исследования в разных видах
деятельности.
3.Личностные: Воспитывать нравственные чувства (сопереживание природе), и
эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать
основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание
ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам,
сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление
ответственности за свои поступки. Обогащать самостоятельный опыт
практической деятельности по уходу за растениями и животными уголка
природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в
элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и
желание жить в гармонии с природой. Поддерживать проявление инициативы
детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по
содержанию прочитанной познавательной литературы.
Учебно – тематический план.
тема
Теория Практика
кол.час кол.час
Итого Формы
контроля
1
4
3
8
4
12
наблюдение
игра
опрос
конкурс рис
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
тест
опрос
конкурс рис
наблюдение
1
2
2
1
1
4
2
2
3
1
2
5
3
4
5
2
3
наблюдение
тест
опрос
конкурс рис
игра
6
12
18
2
3
5
наблюдение
опрос
конкурс рис
игра
Первый год обучения
1
2
Введение
Домашние животные
3
Соседи по планете
1. Насекомые
2. Пресмыкающиеся
3. Рыбы
4. Птицы
5. Млекопитающие
Уральский лес
1. Введение
2. Птицы
3. Растения
4. Животные
5. Полезные ископаемые
6. Водоемы.
Реки родного города.
Природоохранная
деятельность
человека
4
5
6
Итоговое занятие.
1
ИТОГО
28
54
72
1
2
1
2
2
4
наблюдение
наблюдение
опрос
2
1
2
2
1
2
1
2
2
1
4
2
4
4
2
тест
Второй год обучения
1
2
Введение
Уникальная планета
3
Многоликие материки
1. Евразия. «Материк зеленой
тайги».
2. Австралия
«Зеленый
континент».
3. Америка Северная и Южная.
4. Африка
«Солнечный
континент»
5. Антарктида. «Там, где всегда
лед»
Водный мир
Животные приспосабливаются
1. Экологическая ниша
2. Миграции
3. Защита и нападение
4. Горячо – холодно
5. Зимняя спячка
6. Рекордсмены
в
мире
животных
Природоохранная
деятельность
человека
4
5
6
7
Итоговое занятие
ИТОГО
опрос
конкурс рис
наблюдение
игра
3
6
9
опрос
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
тест
опрос
7
15
22
3
4
7
72
тест
конкурс рис
наблюдение
игра
конкурс рис
наблюдение
Содержание учебного (тематического) плана и особенности организации
образовательного процесса.
Программа рассчитана на 2 года обучения и относится к области
естественных дисциплин и является дополнением к общеобразовательной
программе ОУ. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного
возраста, программа составлена по принципу развивающего обучения, где
основными методами является проблемное обучение, беседы, наблюдение и игра.
Каждое занятие начинается с общения с питомцем живого уголка «Станции юных
натуралистов». Дети имеют возможность наблюдать за животным, за его
поведением, получить первые навыки общения с ним. Такой прием позволяет
детям настроиться на восприятие информации, рассказать о своем опыте
общения с животными.
Дети второго года обучения, знакомятся и закрепляют знания о видовом
составе флоры и фауны континентов на карте, природными особенностями
климатических зон, боле подробно изучают жизнь животных и растений,
знакомятся с природоохранной деятельностью человека. В программу включены
темы о природе родного края.
Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей
биологии с географией, экологии и истории.
• Первый этап — ребенок вводится в мир природы с позиции целостного
восприятия окружающего мира
• Второй этап - более подробное ознакомление с отдельными компонентами
природы
В соответствии с этим выбран тип построения программы – блоками.
Программа включает в себя 4 блоков:
Классификации животного мира
«Человек и природа», охрана природы
Животные и растения мира
Животные и растения Урала
Задания из данных блоков включаются в занятия. Вариативность заданий
связана с конкретными особенностями детей в группе, индивидуальными
способностями к усвоению материала, зависит от степени подготовленности
детей.
В результате обучения у ребенка формируются:
познавательный интерес к миру природы и к себе как части окружающего
мира;
формируются навыки взаимодействия с природными объектами, через
участие в природоохранных мероприятиях;
через общение с животными развиваются эмоционально-чувственная сфера
ребенка;
развиваются коммуникативные навыки (умение работать в группе,
соблюдая правила, высказывать свое мнение, делиться личным опытом
общения с животными, составлять рассказ и др.)
Дидактические игры отбираются и разрабатываются с учетом возрастных и
индивидуальных и психических возможностей детей в группе, что позволяет
решать образовательные и воспитательные задачи, повышает умственную
активность детей. Занятия проводятся с использованием доступных животных из
коллекции живого уголка «СЮН», наглядного и раздаточного материала,
дидактических, игр-ситуаций, упражнений для тренировки навыков общения с
животными.
Педагогические технологии: игровая технология, проблемное обучение,
технология группового, дифференцированного обучения, здоровьесбрегающая
технология.
Контроль знаний осуществляется в форме тестов, опросов, тематических игр,
и конкурсов. Также программа включает в себя диагностическое обследование
детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец
учебного года по экологическому развитию.
Обучение детей по данной программе, углубляет и расширяет те знания,
которые ученики получают на занятиях по окружающему миру. В результате
освоения детьми предложенного курса повышается уровень их экологической
культуры, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к
природе, на основе расширения и развития его интеллектуально – эмоциональной
сферы.
Форма организации образовательного процесса - одновозрастные группы по
10-12 человек, что дает возможность обратить внимание педагога на
индивидуальные особенности каждого ребенка и удовлетворить потребность
детей в общении и совместных действиях. Форма обучения очная.
Содержание курса.
Первый год обучения.
1. Введение.
Теория: Разнообразие животного и растительного мира на планете Земля.
Взаимодействие животных и растений населяющие различные экосистемы.
Правила техники безопасности на занятиях и экскурсиях.
Практическая работа:
Экскурсия в лесопарковую зону города
Просмотр видеофильма «Голубая планета»
Входящая аттестация игра – тест с мячом «назови кто живет – растет в ….»
2. Домашние животные
Теория: История и причины одомашнивания животных. Определение «домашние
животные», «дикие животные». Домашние животных в современном обществе.
Условия содержания и использования. Законы о домашних животных.
Сельскохозяйственные животные России. Домашние животные других стран.
Необходимость их использования. Овцы, коровы, домашние птицы, собаки,
кошки. Слоны, верблюды.
Экзотические домашние животные. Условия содержания и ответственность
хозяина.
Практическая работа:
Экскурсия в живой уголок
Заполнение странички «Экологического журнала»
Познавательно – развлекательный урок «Мой домашний друг»
Конкурс рисунков и рассказов о домашних питомцах
Просмотр мультфильма «Кот, который гулял сам по себе»
Создание мини репортажа по содержанию животных дома. «Я за тебя в
ответе»
3. Соседи по планете
Теория: Классификация животного мира. Понятие царства. Признаки классов:
Насекомые. Бабочки. Пчелы. Муравьи. Палочники.
Пресмыкающиеся. Лягушки. Ящерицы. Змеи.
Рыбы. Барбусы. Золотые рыбки. Сомики.
Птицы. Перепелки. Совы.
Млекопитающие. Кроты. Киты. Зайцы. Летучие мыши.
Практическая работа:
Подвижная игра «определение принадлежности животных»
Экскурсия в живой уголок
Заполнение странички «Экологического журнала»
Просмотр серии фильмов «Удивительные животные»
Конкурс рисунков «Животные – небылицы», «Какие животные могут жить
на другой планете»
Чтение книг Пришвина, Чарушина.
4. Уральский лес
Теория: Географическое расположение. Особенности среды обитания флоры и
фауны уральского леса.
Связь сезонных изменений и изменения жизни животных на Среднем Урале.
Промысловая деятельность человека. Охрана флоры и фауны лесов Урала.
Птицы Уральского леса. Зимующие. Перелетные. Водоплавающие. Хищные.
Курообразные. Воробьиноообразные. Совообразные.
Растения. Хвойные. Лиственные. Исчезающие виды. Лекарственные.
Животные. Парнокопытные. Хищные. Грызуны. Зайцеобразные. Насекомоядные.
Полезные ископаемые. История промышленной добычи полезных ископаемых на
Урале. Малахит. Изумруд. Бокситы. Использование поезных ископаемых.
Водоемы. Реки родного города. Растительный и животный мир рек родного
города. Исскуственные и природные водоемы. Река Турья. Как деятельность
человека влияет на обмеление рек. Река Чёрная, Кменка, Суходойка.
Практическая работа:
Экскурсии в «Фёдоровский геологический музей», «Краеведческий музей»
Заполнение странички «Экологического журнала»
Экскурсия в лес
Экскурсия к рекам города
Чтение книг П. Бажова
Просмотр художественного фильма «Хозяйка медной горы»
Оформление выставки камней «Малахитовая шкатулка»
5. Природоохранная деятельность человека
Теория: История возникновения природоохранной деятельности человека.
Оскудение разнообразия животного и растительного мира под влиянием
активного воздействия человека на окружающий мир.
Принципы сохранения жизни: необходимость разнообразия природы, всеобщая
связь в живой природе, уникальность жизни на Земле.
Методы охраны природы: создание охраняемых территорий (заповедники,
заказники, национальные парки), центров разведения исчезающих животных.
Природоохранаая деятельность на Урале. История создания, содержание и
назначение Красной книги МСОП, Красная книга Среднего Урала, Черная книга
Земли.
Практическая работа:
Знакомство с национальными парками мира и охраняемыми территориями
Урала
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Просмотр фильмов о животных и растениях
«Красной книги»,
«Заповедники Земли»
Изготовление плакатов
Экскурсии в лесопарковую зону города
Серия зимних подкормок птиц
Участие во «Всемирных днях наблюдения птиц»
Конкурс сказок «Если бы я смог…»
6.
Итоговое занятие
Презентации личных «Экологических журналов»
Викторина «Всезнайка»
Выставка рисунков «Удивительный мир»
Юннатская эстафета «Звериная столовая»
Игра «Чуткие ручки»
Второй год обучения
1. Введение
Теория: Разнообразие животного и растительного мира на планете Земля.
Взаимодействие животных и растений населяющие различные экосистемы.
Правила техники безопасности на занятиях и экскурсиях.
Практическая работа:
Экскурсия в живой уголок
Просмотр видеофильма о разнообразии флоры и фауны Земли
Входящая аттестация игра – тест с мячом «назови кто живет (растет) в ….»
2. Уникальная планета
3. Многоликие материки
3.1. Евразия. «Материк зеленой тайги».
Теория: Природные и климатические зоны Евразии. Многообразие животного и
раститель ного мира Евразии. Особенности растительного и животного мира и
значение их в экосистемах и их значение для человека. Природоохранная
деятельность человека.
Растения различных климатических зон.
Млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии, рыбы – различных климатических
зон.
Парнокопытные (лось, кабан, благородный олень), хищные (лисица, волк, хорек,
горностай, медведь), грызуны (белка, бобр, мыши, бурундук), зайцеобразные,
рукокрылые ночницы), насекомоядные (ежи, кроты); аистообразные (серая
цапля), гусеобразные (гуси, утки, лебеди), хищные ( орел могильник),
курообразные (тетерев, рябчик), дятлообразные (большой пестрый дятел, черный
дятел) воробьнообразные ( чиж, снегирь, домовой и полевой воробей);
чащшуйчатокрылые ( уж, гадюка, ящерици); (тритон, узкомордая лягушка);
карпообразные, сомообразные.
Практическая работа:
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Викторина «Евразия»
Выставка творческих работ «Зимнинй лес», «Зимующие птицы Урала»,
«Хозяева тайги»
Игра «Зоологическое лото»
Экскурсия в живой уголок
Экскурсия в лесопарковую зону
Чтение произведений Пришвина, Бианки
Участие а природоохранной акции «Подкормите птиц зимой»
3.2. Австралия «Зеленый континент».
Теория: История открытия и изучения Австалии . Изолированность материка и
своеобразие животного мира. Географические особенности, ландшафты.
Исчезающие виды. «Черная книга Австралии». Природоохранная деятельность.
Влияние туризма на природные экосистемы материка.
Сумчатые, попугаеобразные, казуарообразные, рептилии.
Практическая работа:
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Викторина «Австралия»
Выставка творческих работ «Звери с сумками», «Самые яркие и
разговорчивые»
Игра «Зоологическое лото»
Экскурсия в живой уголок
3.3. Америка Северная и Южная.
Теория: История открытия и изучения Американского континента. Природные
условия Центральной и южной Америки. Особенности и разнообразие животного
и растительного мира. Климатические зоны. Хозяйственная и природоохранная
деятельность человека. История одомашнивания морской свинки. История
распространения картофеля. Первые охраняемые территории.
Сумчатые, шиншилловые, грызуны, ламантины, туканы, игуаны, саламандры.
Практическая работа:
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Викторина «Американский континент»
Выставка творческих работ-презентаций «Удивительное животное»
Игра «Зоологическое лото»
Экскурсия в живой уголок
3.4. Африка «Солнечный континент».
Теория: Природные и климатические условия Африканского континента.
Особенности расположения. Исследования природы Африки. Одомашнивание
куриных и антилоп. Национальные парки, туризм. Роль тропических лесов в
экосистеме Африки.
Африканский слон, зебры, жирафы, носороги, антилопа гну, гепард, лев,
шимпанзе, нильский крокодил, пантеровые черепахи, цихловые рыбы.
Практическая работа:
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Викторина «Африка»
Выставка творческих работ «Солнечный континент»
Игра «Зоологическое лото»
Экскурсия в живой уголок
3.5. Антарктида. «Там, где всегда лед».
Теория: Природные и климатические условия Антарктиды. Особенности и
разнообразие животного мира Антарктиды, обеспечивающие выживание в
суровых условиях. Млекопитающие (тюлень Уэддла). Птицы (пингвины, чайки).
Современные исследования природа Антарктиды.
Практическая работа:
Нанесение на карту ареала обитания представителей фауны материков
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Просмотр серии фильмов «Животные материков»
Викторина «Многоликие материки»
Экскурсии в лес
Экскурсия в краеведческий музей
Экскурсия в живой уголок
Доклады по темам «Материки и их обитатели»
Игровая программа «А знаете ли вы что…»
Конкурс рисунков «Животные континентов»
Конкурс рассказов «записки путешественника»
Ига «Угадай. Кто поет?»
Игра «Зоологическое лото»
Прослушивание аудио записей «песни птиц», «звуки природы»
Ролевая командная игра «Большое путешествие»
4 Водный мир.
Теория: Мировой океан как уникальная экосистема. Условия водной среды,
кормовые ресурсы. Особенности и разнообразие животного и растительного мира
Мирового океана. Природные и искусственные водоемы. Международная
деятельность по охране вод, флоры и фауны Мирового океана.
Млекопитающие (киты, дельфины)
Рыбы пресноводные и морские ( акулы, щука, аквариумные рыбы, рыбы
кораллового рифа)
Практическая работа:
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Экскурсия в живой уголок (кабинет аквариумистики)
Игра «Пресная – соленая»
Эксперименты «Почему рыба не тонет», «Почему житель воды обтекаемой
формы»
Составление макета «Мой аквариум»
Просмотр фильма «Глубины океана»
5 Животные приспосабливаются.
Теория: Потребности животных и в определенных условиях: тепло, свет, вода,
питание, местообитания, «дом». Разные условия климатических зон на Земле:
есть территории, с плодородными почвами, лесистые местности, каменистые
территории, песчаные, очень жаркие, очень холодные.
Особенности строения животных разных климатических зон. Значение отдельных
органов для взаимодействия с внешней средой.
Взаимодействие животных в экологических сообществах.
1. «Экологическая ниша» - формировать у детей представление о взаимосвязи
обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от
друга.
2. «Миграции» - понятие и причины миграции животных. Птичьи перелеты.
Северные олени. Киты. Фитопланктон.
3. «Защита и нападение» - средства самообороны у животных. Черепахи, ежи,
зайцы, копытные, хамелеон, моллюски, змеи, слон.
4. «Горячо – холодно» - приспособленность животных к жизни в пустыне,
арктической зоне, в болотистой местности, тропической зоне. Лисицы
(фенек, полярный песец, европейская рыжая лиса).
5. «Зимняя спячка» - причины спячки животных в холодных зонах Земли.
«Спячка» животных в засушливый сезон. Африканская двоякодышащая
рыба. Улитка Ахатина. Барсук. Еж.
6. «Рекордсмены в мире животных» - интересные факты из мира животных.
Практическая работа:
Нанесение на карту климатических зон и значков мест обитание животных
Просмотр серии фильмов «Удивительные животные»
Игра викторина «Всезнайка. Рекорды в мире животных»
Экскурсии в живой уголок
Конкурс рассказов о животных
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Конкурс рисунков «Удивительные животные»
6 Природоохранная деятельность человека
Теория: История возникновения природоохранной деятельности человека.
Оскудение разнообразия животного и растительного мира под влиянием
активного воздействия человека на окружающий мир.
Принципы сохранения жизни: необходимость разнообразия природы, всеобщая
связь в живой природе, уникальность жизни на Земле.
Методы охраны природы: создание охраняемых территорий (заповедники,
заказники, национальные парки), центров разведения исчезающих животных.
Природоохранаая деятельность на Урале. История создания, содержание и
назначение Красной книги МСОП, Красная книга Среднего Урала, Черная книга
Земли.
Практическая работа по программе:
Знакомство с национальными парками мира и охраняемыми территориями
Урала
Заполнение страничек «Экологического журнала»
Просмотр фильмов о животных и растениях
«Красной книги»,
«Заповедники Земли»
Изготовление кормушек
Экскурсии в лесопарковую зону города
Серия зимних подкормок птиц
Участие во «Всемирных днях наблюдения птиц»
Участие в городской акции «Семечко»
Черенкование ивы для посадки.
Посев семян укропа на подоконнике.
Конкурс рассказов о животных «Мы за низ в ответе»
7 Итоговые занятия
Презентации личных «Экологических журналов»
Викторина «Всезнайка»
Выставка рисунков «Удивительный мир»
Юннатская эстафета «Звериная спартакиада»
Экскурсия по живому уголку «Гости с разных материков»
Планируемые результаты - развития экологических представлений у
детей 8 -10 лет (1 года обучения):
1.Предметные: Закреплены представления детей о многообразии признаков
животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого
климата юга и холодного севера). Обучающиеся могут объединять в группы –
классифицировать растения и животных по признакам сходства (деревья,
кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формируется понимание связей и
отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Метапредметные: У дошкольников развивается: интерес к природе, желание
активно познавать и действовать с природными объектами с учётом
избирательности и предпочтений детей; самостоятельность в процессе
познавательно-исследовательской
деятельности;
творческие
способности
(фантазия, образное мышление, речь и художественно-эстетический вкус и др.);
3.Личностные: Формируется:
жизненная позицию ребенка - стремление
сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным
экологическим правилам в деятельности и поведении; понимание и любовь ко
всему живому, преодоление потребительского отношения к природе; развивается
самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
Планируемые результаты - развития экологических представлений у детей 8
-10 лет (2 года обучения):
1.Предметные: Формируется система элементарных научных экологических
знаний, доступных пониманию младшего школьника; умения предвидеть
последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Обогащается представление детей о природе родного края и различных
природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии
природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования
животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о
взаимодействии человека и природы.
2.Метапредметные: Развивается познавательный интерес детей к природе через
творческую деятельность с использованием литературных и художественных
произведений; самостоятельность детей в познавательно-исследовательской
деятельности,
способность
замечать
противоречия,
формулировать
познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений,
применять результаты исследования в разных видах деятельности.
3.Личностные: Воспитываются нравственные чувства (сопереживание природе),
и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; основы гуманноценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы,
ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных
объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Обогащается самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за
растениями и животными уголка природы; опыт в соблюдении экологических
правил и элементарной природоохранной деятельности.
Общие требования к уровню подготовки учащихся по итогам освоение ОП.
Учащиеся должен уметь:
Экологически правильно взаимодействовать с природой
Реализовывать природоохранную деятельность
Работать с географической картой
Правильно проводить наблюдения и эксперименты
Биологически грамотно описывать внешний вид животных
Составлять рационы питания для различных животных
Создавать оптимальные условия для содержания животных
Обращаться с животными живого уголка
Учащиеся должны знать:
Экологические проблемы охраны флоры и фауны мира
Правила поведения в природе
Природоохранную деятельность на Урале
Охраняемые виды животных на Урале
Природные и климатические условия изучаемых территорий
Сельскохозяйственных животных России и Европы
Правила содержания животных в живом уголке и дома
Историю одомашнивания животных живого уголка
Методы охраны природы, национальные парки, заказники,
заповедники изучаемых территорий
Назначение «Красной книги»
Комплекс организационно-педагогических условий.
Материально- техническое обеспечение: занятия проходят на базе МБУ ДО
«СЮН» оснащенном учебной мебелью, доской и мультимедийным проектором.
Условия для использования информационных технологий обеспечиваются
педагогом (переносной компьютер). Ноутбук или компьютер с доступом в
интернет, доска, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Информационное обеспечение1. Серия фильмов «Заповедники мира»
2. Серия фильмов «Удивительные животные»
3. Серия фильмов «Животные материков»
4. Фильм «Глубины океана»
5. Советские мультфильмы о животных
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы:
Дидактический, наглядный, игровой материал соответствует возрастным
требованиям, особенностям психофизического развития учащихся.
Коллекция животных и растений живого уголка. Коллекции геологическая,
энтомологическая, гербарии.
Наглядно-дидактический материал для младшего школьного возраста «Игра –
Викторина», «Эрудит», «Домашние животные», «Дикие и домашние животные»,
«Грибы», «пазлы Материки», «Зимующие птицы», «Животные и их детеныши»,
обучающий набор карточек «Зимующие и перелетные птицы», плакат «Овощи и
фрукты», демонстрационный материал по темам в форме презентаций. Игры
«Парные картинки», «Зоо-домино».
Карты:
1. географическая карта мира
2. климатическая карта мира
3. зоогеографическая карта мира
4. карта природных зон
5. физические карты материков
Тематические видео-презентации к занятиям.
Элементы костюмов для ролевых игр и реквизит.
Библиотека для учащихся.
1. Акимушкин И. Мир животных. Мол.гвардия 1971
2. Гусев В. Знакомые незнакомцы. М. Лесная промышленность. 1976
3. Дмитриев Ю. Соседи по планете. М.детс.лит. 1977
4. Смотри и изучай животных: серия книг. Ижевск.акцент 1994.
5. Серия книг Я познаю мир. (Экология. Животные в доме. Рыбы. Звери.
Птицы).М.Астрель 2000
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
специальной подготовкой по соответствующей направленности.
со
Формы аттестации и контроля
Основными формами отслеживания результатов усвоения учебного материала
являются входящая и итоговая аттестация обучающихся, а также текущий
контроль. Осуществляется аттестация обучающихся следующим образом.
Входящая аттестация проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень
развития мелкой моторики руки, интеллектуальное развитие ребенка и уровень
сформированности экологических знаний. Проводится в форме теста.
Текущий контроль проводится после изучения каждой темы программы. В
процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового
материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их
предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на четкое
выполнение заданий. Формы проведения: устный опрос обучающихся,
наблюдения во время выполнения практических заданий, дидактические игры.
Данные заносятся в диагностическую карту ребенка.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе. Цель его
проведения - определение уровня усвоения программы. Формы проведения: опрос
учащихся, итоговая практическая работа (игра, викторина), а также повтор теста
входящей аттестации.
Диагностический инструментарий для детей 8 -10 лет по экологическому
развитию.
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (начало учебного года 1 год обучения)
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о потребностях живых
организмов, условиях для жизни.
Материал: набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы;
предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое,
зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Беседа с детьми. Детям предлагается из набора картинок выбрать
объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Назови признаки живого?
ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА
Представления о природе.
Задания №1.
Цель. Выяснить, знаком ли ребёнок с представителями животного мира (внешним
видом, образом жизни, питанием).
Материал. Изображение животных по классам.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание – раскрасить объект,
обозначить элементы питания, найти правильное место обитания. Объяснить свой
выбор.
Задания №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки со стадиями развития растений.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задания № 3.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела
животных.
Материал. Табличка с частями животных.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Отношение к природе.
Задание №4.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Групповой опрос:
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
Задание №5.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного
поведения детей в природе. Экологические знаки.
Методика. Групповой опрос:
- Выделить правильное и не правильное поведение в природе? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
Задание № 6 (опрос)
Задание «Зима».
Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях поведения животных
Урала зимой.
Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь
в берлоге, заяц на снегу.
1. какие изменения в природе связаны с изменениями поведения животных?
(температура, снежный покров, и др.)
2. Что происходит с растениями зимой.
3. Что зимой делают звери? Почему некоторые животные впадают в спячку?
Назови их.
4. Почему стало меньше птиц?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Добавляются баллы за развернутый ответ и пояснения.
Высокий уровень – 16 – 20 баллов.
Средний уровень – 13 – 15 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов.
Живая природа.
Задание № 7 (опрос)
Задание «Растительный мир».
Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли
различать растения, знают органы растения и их функции.
Материал: картины разных растений, картинки со стадиями роста и развития
растений.
1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
2. Чем дерево отличается от кустарника?
3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
4. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным
условиям жизни?
5. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
7. Как человек использует растения в своей жизни?
8. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих
вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 17 - 24 балла.
Средний уровень – 13 – 16 баллов.
Низкий уровень – 8 – 12 баллов.
Задание № 8 (опрос)
Задание «Животный мир».
Цель: выяснить знания детей о животном мире.
Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.
1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
3. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только
в воде?
4. Какие животные живут в почве?
5. Какие отличительные признаки имеют насекомые? Птицы?
6. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 18 – 24 баллов.
Средний уровень – 12 – 17 баллов.
Низкий уровень – 6 - 11 баллов.
КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (конец учебного года)
Задание №1.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о необходимых условиях для
жизни различных животных.
Материал. набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы
необходимые для жизни (солнышко, вода, еда и др.)
- Что нужно (называется объект) для жизни?
- Без чего он не может прожить?
ПЕРВИЧНАЯ И КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (начало учебного года 2
год обучения)
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных
растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием .
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.
Задание № 2.
Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием .
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание № 3.
Цель. Выявить представления ребёнка о составе экосистем.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. набор картинок с изображениями примеров грамотного
неграмотного поведения детей в природе. Экологические знаки
Методика. Проводится групповой опрос по картинкам:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты можешь сделать для растений, животных, людей?
и
Живая природа континентов.
Задание: «Растительный и животный мир».
Цель: выяснить представление о разнообразии растительного и животного мира,
производят ли группировку по местам обитания.
Материал: картинки с изображением животных и растений (лото)
Инструкция к проведению.
По выбранным карточкам дети комментируют представителей животного и
растительного мира.
1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает объект на картинке – 12
баллов.
2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов - 6 баллов.
3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить – 3 балла.
Дополнительные баллы за развернутый ответ.
Высокий уровень - 12 -18 баллов.
Средний уровень – 6 - 11 баллов.
Низкий уровень – 3 - 5 баллов.
Задание: «Животный мир».
Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли
основные классы животных, особенности строения и образа жизни.
Материал: картинки с изображением животных
1.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы,
насекомые.
2. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?
Инструкция к проведению.
Беседа по картинкам
Критерии оценки:
1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает объект на картинке – 4 балла.
2.ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов – 2 балла.
3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить – 1 балл.
Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в системе
«человек-природа» и в самой природе.
1.1 Методика «Прогулка»
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о среде
жизни и ее факторах.
Подготовка исследования: подобрать маршрут экскурсии по городу и
пригородной зоне Проведение исследования: выявить признаки воздействия
человека на среду и спрогнозировать последствия.
Задает ребенку вопросы:
Каких животных мы встретили?
Какие растения встретили?
Какие признаки присутствия человека вы увидели?
Как человек изменил среду?
Как изменилась жизни растений и животных в связи с этим?
Какие негативные следы прибывания человека вы увидели?
Обработка данных.
Ответы детей анализируются по пяти уровням
Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных и растения,
признаки присутствия человека, которые встретились, а так же спрогнозировал
последствия влияния человека на среду.
Высокий уровень (4). Ребенок определил часть животных и растения, некоторые
признаки присутствия человека, которые встретились, а так же отчасти
спрогнозировал последствия влияния человека на среду.
Средний уровень (3). Ребенок определил часть животных и растения, некоторые
признаки присутствия человека, которые встретились, а не спрогнозировал
последствия влияния человека на среду.
Низкий уровень (2). Ребенок определил незначительную часть животных и
растения, которые встретились, не выделил признаки присутствия человека, а не
спрогнозировал последствия влияния человека на среду.
Очень низкий уровень (1). Ребенок не смог определить животных и растения,
которые встретились, не выделил признаки присутствия человека, а не
спрогнозировал последствия влияния человека на среду.
2.
2.
Методика "Живая - неживая природа"
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой
и неживой природе.
Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с
изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные
карандаши.
Проведение исследования:
Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для
раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только
то, что относится к живой природе.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой
природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.
Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему
нравится.
Методика "Знатоки природы"
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об
условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к
свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых
цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:
(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются
следующие задания:
1.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и
определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые,
теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).
2.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка,
кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как
они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.
3.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых
можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны
поезда карточками, составляя цепь питания.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог
обосновать свои ответы.
Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли
незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не
использовал объяснения.
Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при
выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался
от выполнения заданий.
Раздел. Диагностика экологически - ответственного отношения к природе,
овладения системой нравственных норм и правил экологического характера.
Методика «Экологические знаки»
Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной
деятельности.
Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу».
Проведение исследования.
Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть экологические знаки. Задает
вопросы:
«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо им следовать»?
Ответы фиксируются и анализируются.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок описывает значения экологических знаков,
рассуждает, зачем необходимо им следовать.
Средний уровень (2-3). Ребенок «расшифровывает» не все экологические
знаки или не может объяснить их важность.
Низкий уровень (1). Ребенок не понимает, что означают предложенные
экологические знаки.
Методика «продолжи рассказ»
Цель: выявить у детей уровень развития нравственных мотивов.
Высокий уровень (4). Ребенок называет нравственную норму, правильно
оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
Средний уровень (3). Ребенок оценивает поведение детей как положительное или
отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо).
Низкий уровень (2). Ребенок не формулирует нравственную норму и не дает
оценку ситуации.
Очень низкий уровень (1). Ребенок не может продолжить рассказ и оценить
поступки детей.
Раздел. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к природе.
3.1. Методика "Радости и огорчения"
Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у младших
школьников.
Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий
эстетические и нравственные чувства.
Проведение исследования:(проходит в 2 этапа)
1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":
"У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава.
Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
- Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком
прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься,
фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне
удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества
цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво!
Луг
- золотой".
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый.
Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал
наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе
одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас
пальцы были желтые, стороной к ладони, и , сжав кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и
от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним
из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с
нами, детьми, и вместе с нами вставали".
2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:
1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?
2.Что тебя больше всего огорчило? Обработка данных.
Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,
проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.
Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в
природе, но не проявляет
эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.
Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа,
которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы
Методика "Картинная галерея"
Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень
эмоциональной отзывчивости к ней.
Подготовка исследования: подобрать репродукции картин известных художников
- пейзажистов и поэтические произведения к ним.
Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа:
1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И.
Шишкина "Утро в сосновом бору", "Лесные дали", И. И. Левитана "Березовая
роща", "Весна - большая вода", К. С. Максимова "Сосовый бор", И. С. Остроухова "Золотая осень" и др. 2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления,
побывав в "картинной галерее".
3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее
содержание и свои впечатления.
Обработка данных: Очень высокий уровень (5)
Ребенок эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие
сравнения при описании природы.
Высокий уровень (4)
Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но
затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами.
Средний уровень (3)
Умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего
отношения к природе.
Низкий уровень (2)
Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности
по отношению к природе. Очень низкий уровень (1)
Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение
эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по
отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения.
Раздел. Диагностика умений и навыков целеполагающего взаимодействия с
природой.
4.1. Методика «Экологический светофор»
(Модификация методики Цветковой И. В.)
Цель: выявить у детей уровень:
представлений о рациональном взаимодействии человека с природой: о
допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной
деятельности;
умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие
приносит вред природе, безобидно, полезно); опыта в экологически
ориентированной деятельности.
Подготовка исследования:
набор цветных карандашей на каждого ребенка;
набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе;
листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу
каждого рисунка - не закрашенный кружок).
Проведение исследования, (проходит в форме игры)
Все участники игры получают листы с изображением четырех поступков детей на
природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти
поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что
каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части
дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает; желтый предупреждает, а зеленый - разрешает. Ведущий уточняет:
Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни
людей.
Желтый - предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести
вреда природе.
Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает их по одной и
описывает изображенный на ней поступок человека на природе. Участники игры
должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением
данного поступка соответствующим цветом - включить тот или иной сигнал
экологического светофора.
После описания четырех карточек определяется победитель по количеству
правильных и неправильных ответов. Нерешенные задачи - предмет специального
обсуждения в группе.
Чрезвычайно важное значение имеет наблюдение педагога (эспериментатора) за
детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует торопиться определять
победителя. Зачастую при выборе света светофора дети руководствуются весьма
своеобразной мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу. Обработка
данных. Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням:
Высокий уровень (4-5)
Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их
раскрасил.
Средний уровень (2-3) Ребенок допустил одну-две ошибки в оценке поступков
детей.
Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил
задание.
Список литературы:
Литература, использованная педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса:
1. Алиева Л.В. «Школа жизни - окружающий мир». Программнометодическое обеспечение туристко- краеведческой деятельности в
дополнительном образовании детей-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.-60с.
2. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование
детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с.
3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург, 2007г.
4. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост.
5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –
М.: ТЦ «Сфера», 2005.
6. Кондратьева Н.Н. «Мы» программа экологического образования.
Библиотека программы «Детство», С- Петербург 2003 г.
7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание
школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5
за знания, 2005.-208с.
8. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие/Сост.
Л.Д.Черемисина. –М.: АРКТИ, 2006.-88с.
9. Потапова Л.М. «Детям о природе» экология в играх. Ярославль 2002 г.
10.Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 4 кл. Просвящение. Москва 2010
г.
11.Лопатина А., Скребцова М. «600 творческих игр для больших и маленьких».
Моска «Русь» 2004.
12.Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании.-М.:
ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.-64с.
13.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей
старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
14.Селищев Е.Н. «География для любознательных или о чем не узнаешь в
школе». Ярославль «Академия развития» 1998 г.
15.Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей . Творческий Центр.
Москва 2003 г.
16.Матвеев А.К. Географические названия Урала. Екатеринбург «Секрет»
2008 г.
17.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск «Асар»
1996г.
18.Митина А.А. Окружающий мир. Изучение родного края. 3-4 кл.
издательство «Учитель» Волград.
19.Рыжова П.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2., Опыты с песком и
глиной// Обруч, 1998. — № 2. . Волшебница –вода /Текст/ М.: Линка-Пресс,
1997
20.Разумовская О.К. «Веселая география» Ярославль «Академия развития»
1997 г.
21.Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера»,
2004.
22.Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. «Планирование занятий по экологии и
педагогическая диагностика воспитанность дошкольников» Детство-пресс,
С-Петербург 2010;
Литература для обучающихся.
1. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит. чтения по
программе. «Экологическое развитие» /Л.П. Анастасова, Т.В. Кучер, И.В.
Николаев. - М. : ТОО «Валеннт», 1995, 1997. - Ч.1-3.
2. Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков/ К.Б.
Асланиди, М.А. Малярова, Т.В. Потапова и др.; под ред. Т.В. Потаповой,
Н.Г. Рыбальского - М.: Изд. МНЕПУ, 1995.
3. Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4-5
классов/Е.Н.Дзятковская. - М.: Образование и экология, 2008.
4. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы:беседы о поведении человека в
компании птиц, зверей и детей/В.Р. Дольник. - М. : LINKA PRESS, 1996.
5. Потапова Л.М. «Детям о природе» Экология в играх для детей 5-10 лет.
Академия развития 2002.
6. Прядко К.А. Словарь школьника. Понятия и определения. Экология.
Издательский дом Литера С-Петерберг 2006 г.
7. Рянжин С.В. Экологический букварь/ С.В. Рянжин. - СПб.: Пит-Та, 1996.
8. Селевко Г.К. Научи себя учиться/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование:
НИИ школьных технологий, 2009. - Ч.1-3, 5-8, 11-13, 15,16,18,21-28.
9. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник
школьника/ В.П. Ситников. - М.: Слово, 1997.
10.Ушакова О.Д. Загадки пословицы о природе и погоде. Издательский дом
Литера С-Петерберг 2006 г.
11.Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие
/сост. Н.Ф. Церцек. - М.: Либирея - Бибинформ, 2007.
12.Энциклопедия для детей/метод. ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г.
Вильчек; отв. ред. Е. Ананьева. - М.: Аванта+,2003. - Т.19. Экология.
13.Я познаю мир: детская энциклопедия: экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. М.: АСТ, 1997.