Животные вокруг нас

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности.
«ЖИВОТНЫЕ ВОКРУГ НАС»
Возраст обучающихся 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года

Авторы - составители:
Репина Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
Асанова Яна Викторовна,
педагог дополнительного образования.

Краснотурьинск 2022

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
Направленность образовательной программы - естественнонаучная.
Актуальность
Программа разработана в соответствии современных нормативно - правовых актов и
государственных программных документов, подтверждающих необходимость развития
данной направленности ДО:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской федерации от 31 марта 2022 г. № 678)
Актуальность общеразвивающей программы обусловлена тем, что в век научно
технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество
природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем
современности, поэтому каждому члену общества необходимы знания естественных
законов природы, экологических факторов и научных основ правильных
взаимоотношений человека с окружающей его природной средой. Программа
составлена на основании потребностей детей и предполагает
ознакомление с живой природой. Дошкольное образование – начальный этап становления
человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям
как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он
пользуется. Человек овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей
деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении
окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому каждому,
особенно будущим поколениям, необходимо овладеть научными знаниями, усвоить
моральные ценности ориентации по отношению к природе, выработать практические
умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
Работа с обучающимися дошкольного возраста, по расширению кругозора и
получением практических навыков общения с животными в неволе и знакомство
основными принципами содержания животных в клетках, террариумах и аквариумах в
условиях городских квартир проводится на базе живого уголка. Прежде всего, на всех
возрастных ступенях, детям даются экологические знания о мире не глобальной природы,
о той, которая его окружает рядом, которую он может наблюдать изо дня в день, может
потрогать и пощупать.
Отличительные особенности программы заключается в расширении контактов
обучающихся с природой, вовлечении их в реальную деятельность по углублённому
изучению окружающего мира. Большое количество экскурсий, практических занятий,
бесед придаёт программе особую роль - развивает творческую любознательность,
интеллектуальную личность. Применяется деятельностный подход к воспитанию и
развитию ребенка средствами экологического развития, где дошкольник выступает в роли
наблюдателя-натуралиста. Принцип
креативности –
предполагает
максимальную
ориентацию
на
творчество
ребенка,
на
развитие
его
психофизических
ощущений. Новизна состоит в комплексном подходе решения задач обучения,
воспитания и развития экологического образования обучающихся дошкольного возраста.
Адресат общеразвивающей программы «Животные вокруг нас» рассчитан на детей
5 – 7 лет.
Пяти - семилетние дети способны подмечать красоту природы в ее цветовом и
предметном разнообразии, в пластичности движений животного мира. У детей отчетливо
проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения к
природе. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения
от результатов поведения – основа для экологического воспитания. Они овладевают
довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах
объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами
природных явлений. Имевшиеся ранее самые общие экологические представления
конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом.
Характерными возрастными особенностями детей дошкольного возраста является
следующее: уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление
способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок
испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом
деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам
процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а
строить его. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические.
Формирование познавательных включено в становление образных форм познания
действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление,
воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.
Число детей

одновременно находящихся в группе от 10 до 12 человек.
Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей в группы
свободный.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятия 1 академический час.
Продолжительность одного академического часа для дошкольников - 30 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Объем общеразвивающей программы – 60 учебных часов.
Программа включает в себя два курса:
1
год обучения по 1 часу в неделю, 30 часов в год.
2
год обучения по 1 часу в неделю, 30 часов в год.
Срок освоения
Программа рассчитана на 30 недель, 18 месяцев, 2 года.
Уровневость
1. Стартовый уровень соответствует первому году обучения. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
2. Базовый уровень соответствует второму году обучения. Предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний, обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины, в рамках содержательно-тематического направления программы.
Формы обучения.
 фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);
 групповая (организация работы в группах);
 индивидуально-фронтальная (индивидуальное выполнение заданий обучающимися
и создание мини проектов в группах).
Это дает возможность обратить внимание педагога на индивидуальные
особенности каждого ребенка и удовлетворить потребность детей в общении и
совместных творческих действиях. План занятий строится с учётом сезона.
Виды занятий – беседа, лекция, практическое занятие, экскурсия, открытое
занятие и др.
Формы проведения результатов: беседа, семинар, мастер-класс, творческий
отчет, презентация, практическое занятие.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
1 год обучения.
Цель: развить представление у детей о животных подводного мира.
Задачи:
Обучающие:
 формировать у детей элементарные знания о природе и животном мире, понимания
связи человек и природа;
 формировать умение, навыки наблюдений, и простейших исследований за
природными объектами.

Развивающие:
 развить воображение, мышление в процессе наблюдения за живыми объектами;
 развить умения передавать свои чувства от общения с природой в рисунках.
Воспитательные:
 развить познавательный интерес к миру природы.
 воспитать бережное отношение к животным.
2 год обучения.
Цель: создать условий для развития и устойчивого интереса у детей к обитателям живого
уголка.
Задачи:
Обучающие:
 формировать у обучающихся коммуникативных навыков, трудолюбия,
наблюдательности и любознательности ко всему живому;
 вовлекать обучающихся в реальную деятельность по уходу за животными.
Развивающие:
 развить умения сравнивать и анализировать;
 развить самостоятельность, активность, аккуратность.
Воспитательные:
 формировать правила обращения с животными как часть экологической культуры;
 способствовать воспитанию ответственного отношения к тем, кого приручил.
2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Название темы

1. 1.

2. 2.
3. 3.
4.
5.

Количество часов

Формы
контроля

Все
го

Теори
я

П
ра
кт
ик
а

Тема
1.
Экскурсия
«Знакомство
с
юннатскими
обитателями».
Тема 2. Аквариум. «Уютный дом
для рыбки».
Тема
3.
Водные
обитатели.
«Рыбкины секреты»
Тема
4.
Дружные
рыбки.
«Барбусы».

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Беседа

2

1

1

Опрос

2

1

1

Наблюдение,
презентация

Тема

2

1

1

Презентация

5.

Рыбки

с

оружием.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

«Меченосцы».
Тема 6. Королевы аквариумного
царства. «Скалярии».
Тема 7. Сказочные жители.
«Золотые рыбки».
Тема
8.
Жители
хищного
государства. «Астронотусы».
Тема
9.
Чудо
рыбка.
«Попугайчик».
Тема 10. Рыбки помощники.
«Сомики».

2

1

1

Презентация

2

1

1

Презентация

2

1

1

Игра

2

1

1

Презентация

2

1

1

Презентация,
игра

Тема 11. Светящиеся рыбки.
«Неоны».
Тема 12. Водные черепашки.
«Красноухие».

2

1

1

Презентация

2

1

1

Презентация,
игра

Тема 13.
Ящерица. «Зеленая
игуана».
Тема 14. Живые веревочки. «Змеи».

2

1

1

Презентация

2

1

1

Наблюдение,
презентация

2

1

1

Викторина

Тема
15.
Итоговое
«Звериные загадки».
Итого: 30 часов

15.

занятие.

2 год обучения
№
Название темы

1.

2.
3.

4.

Количество часов

Тема
1.
Экскурсия
«Знакомство
с
новыми
обитателями»
Тема 2. Аквариумные рыбки
«Кто живёт в стеклянном доме?»
Тема 3. Улитки. «Кто носит домик
на спине?»
4Тема 4. Черепахи. «Кто носит
домик на спине?»

5Тема

5.

Ящерицы.

«Домашние

Форм
ы
контр
оля

Все
го

Теори
я

П
ра
кт
ик
а

2

1

1

Наблюден
ие

2

1

1

Опрос

2

1

1

Беседа

2

1

1

Наблюден
ие,
презентац
ия, игра

2

1

1

Презентац

5.
6.

дракончики»
Тема 6. Экзотические насекомые
палочники. «Дружная семейка».

7.

ия
Наблюден
ие

2

1

1

Тема 7. Экзотические насекомые
тараканы. «Дружная семейка».
Тема 8. Зоофобосы, мучные и
дождевые
черви.
«Дружок
червячок».

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

10.

Тема 9. Серые жабы «Царевна
лягушка».
1Тема 10. Птицы живого уголка
Игра «Потерянные перышки».
«Зубастые

2

1

1

11.

1 Тема 11. Грызуны
секретики».

Презентац
ия

2

1

1

Игра

2

1

1

Викторина

13.

Тема 12. Совместное содержание
разных
видов
животных
«Удивительная дружба».
1 Тема 13. Кормление животных
«Звериный фуршет»

2

1

1

14.

1 Тема 14.
Аппликация «Мой
любимый юннатский дружок»

Практичес
кая работа

2

1

1

Викторина

15.

1 Тема 15. Итоговое занятие.
Викторина «В мире животных»

8.

9.

12.

Презентац
ия
Наблюден
ие,
презентац
ия
Презентац
ия
Игра

Итого часов: 30 часов
Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
1. Экскурсия. «Знакомство с юннатскими обитателями».
Теория: Знакомство с обитателями кабинетов.
Практика: Контактное общение обучающихся с животными. Инструктаж по технике
безопасности.
2. Аквариум. «Уютный дом для рыбки».
Теория: Условия содержания аквариумных рыб. Обсуждение, для чего в аквариуме
нужны камни (грунт), вода, растения. Какую роль в жизни рыб играют приборы в
аквариуме.
Практика: Беседа. Что такое стеклянный дом и для кого?
3. Водные обитатели. «Рыбкины секреты».
Теория: Внешний вид рыбы. Приспособленность рыб для обитания в воде. Форма тела,
плавников, орган дыхания – жабры.
Практика: Наблюдение за рыбкой, как она плавает, дышит. Устный опрос «Рыбкины
секреты»

4. Дружные рыбки. «Барбусы».
Теория: Знакомство со стайными рыбами, виды барбусов, особенности поведения,
условия содержания и кормления.
Практика: Наблюдение за стайными рыбками. Раскрашивание барбусов в зависимости от
вида.
5. Рыбки с оружием. «Меченосцы».
Теория: Знакомство с рыбкой меченосец. Разнообразие расцветок. Отличительные черты
самочки от самца. Сравнение с морской рыбой мечом.
Практика: Зарисовывание рыбки меченосец, особенности формы плавников, тела.
Раскрашивание меченосцев в зависимости от вида.
6. Королевы аквариумного царства. «Скалярии».
Теория: Знакомство с рыбкой скалярией (рыба лист). Особенности содержания и
кормления. Объяснение, почему именно скалярию считают королевой аквариумного
царства. Рассказ о том, как эти рыбы ухаживают за своим потомством.
Практика: Зарисовывание рыбки скалярии, особенности формы тела, плавников.
Раскрашивание скалярии в зависимости от вида. Зарисовывание мальков рядом со
взрослой Скалярией.
7. Сказочные жители. «Золотые рыбки».
Теория: Знакомство с золотой рыбкой. Особенности содержания и кормления.
Разнообразие пород.
Практика: зарисовывание золотой рыбки особенности формы плавников, цветовое
разнообразие.
8. Жители хищного государства. «Астронотусы».
Теория: Особенности содержания хищных рыб в аквариуме. Правила кормления.
Практика: зарисовывание астронотуса, особенности формы плавников, значение наличия
«ложного глаза» для рыб в природе.
9. Чудо рыбка. «Попугайчик».
Теория: Знакомство с рыбкой попугайчик. Особенности содержания и кормления.
Объяснение, почему попугайчик относится к рыбам- гибридам.
Практика: зарисовывание попугайчика, разнообразие цветовых форм.
10. Рыбки помощники. «Сомики»
Теория: Знакомство с разными видами аквариумных сомов. (прилипалы, усатые).
Польза в аквариуме, особенности поведения сомов. Необходимые условия содержания и
кормления.
Практика: Дидактическая игра с разными видами сомов и других видов рыб.
11. Светящиеся рыбки. «Неоны».
Теория: Самые маленькие жители аквариумов, стайные обитатели. Особенности условий
содержания и кормления неонов. Красота и разнообразие разных видов.
Практика: рисование аквариума со стайками разных видов неончиков.
12. Водные черепашки. «Красноухие».
Теория: Знакомство обучающихся с водными Красноухими черепахами. Безопасность
при общении с хищными животными. Особенности содержания и кормления водных
черепах. Обитание в природе.
Практика: наблюдение за поведением во время кормления водных черепах. Игра
«Хищник»
13. Ящерица. «Зелёная игуана».

Теория: Знакомство с зеленой игуаной. Условия содержания и кормления. Особенности
обитания в природе. Особенности окраски в условиях маскировки.
Практика: контактное общение детей с игуаной, кормление зеленью и червями.
Рисование Игуаны по трафарету.
14. Живые веревочки. «Змеи».
Теория: Знакомство со змеями СЮН. Условия содержания и кормления в террариуме,
сравнение с условиями обитания в природе.
Практика: контактное общение детей с питоном, групповое рисование змеи на одном
общем листе.
15. Итоговое занятие. «Звериные загадки».
Теория: Повторение названий обитателей СЮН.
Практика: Мультимедийная викторина с загадками о животных.
2 год обучения.
1. Экскурсия «Знакомство с новыми обитателями»
Теория: Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в живом уголке.
Практика: контактное общение обучающихся с животными.
2. Аквариумные рыбки. «Кто живёт в стеклянном доме?»
Теория: Знакомство с новыми аквариумными рыбами кабинета (попугайчик, северум,
астронотус, скалярии и др.) и повторение названий рыб пройденных в первый год
обучения.
Практика: Опрос, что живёт в аквариуме?.
3. Улитки. «Кто носит домик на спине?»
Теория: Знакомство с сухопутными и водными улитками. Их сравнение.
Практика: контактное общение детей с улитками, наблюдение за их поведением во
время кормления.
4. Черепахи. «Кто носит домик на спине?»
Теория: Знакомство с разными видами водных и сухопутных черепах. Сравнение
внешнего вида, условий кормления и содержания.
Практика: контактное общение детей с черепахами, наблюдение за их поведением.
5. Ящерицы. «Домашние дракончики»
Теория: Условия содержания и кормления в террариумах разных видов. Маскировка
ящериц в природе. Аквариумная рыбка ящерица – полиптерус.
Практика: контактное общение детей с игуаной, хамелеоном. Кормление ящериц.
Зарисовка ящерицы по трафарету.
6. Экзотические насекомые палочники. «Дружная семейка».
Теория: Знакомство с насекомыми палочник. Польза насекомых в природе.
Практика: Зарисовывание палочника, маскировка в природе.
7. Экзотические насекомые тараканы. «Дружная семейка».
Теория: Знакомство с террариумными экзотическими тараканами. Правила обращения,
условия кормления и содержания.
Практика: контактное общение детей с насекомыми. Наблюдение во время кормления за
поведением тараканов.
8. Зоофобосы, мучные и дождевые черви. «Дружок червячок».
Теория: Правила обращения, условия кормления и содержания. Сравнение внешнего вида
производителей (жук зоофобос, хрущ).

Практика: контактное общение детей с насекомыми. Наблюдение во время кормления и
опрыскивания за поведением червей.
9. Серые жабы. «Царевна лягушка».
Теория: Условия содержания и кормления в террариумах амфибий. Маскировка жаб и
лягушек в природе. Сравнение и отличительные внешние признаки жаб и лягушек.
Практика: наблюдение за процессом кормления серой жабы. Зарисовывание жабы по
трафарету.
10. Птицы живого уголка. «Потерянные перышки».
Теория: Знакомство с птицами, наблюдение, сравнение. Условия содержания.
Практика: игра «Угадай, чьё пёрышко?» Обучающимся раздаются пёрышки от разных
птиц. Условия игры, правильно определить «хозяина» пера, показать, в каком вольере
или клетке он содержится и запомнить название птички.
11. Грызуны. «Зубастые секретики».
Теория: Знакомство с грызунами СЮН (хомяки, крысы, мыши, песчанки, кролики,
шиншиллы, морские свинки). Сравнение грызунов по внешности и поведению.
Практика: контактное общение, кормление и наблюдение за особенностями поведения
зверька.
12. Совместное содержание разных видов животных. «Удивительная дружба».
Теория: Особенности совместного содержания разных видов животных в клетках,
террариумах, аквариумах. (Водная черепаха с рыбами, морские свинки с голубями, и т.
п.)
Практика: демонстрация коротких видео сюжетов на тему «Странная дружба
животных» Игра «Подружи хищников».
13. Кормление животных «Звериный фуршет»
Теория: Хищные и травоядные виды животных СЮН. Правила безопасности при
кормлении животных разного вида.
Практика: кормление разных видов обитателей живого уголка, контактное общение с
животными. Викторина.
14. Аппликация. «Мой любимый юннатский дружок»
Практика: Изготовление аппликаций из заготовленных трафаретов.
15. Итоговое занятие. Викторина «В мире животных»
Практика: Рассказы детей о полюбившихся животных СЮН.
Планируемые результаты
Программа «Животные вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у
обучающихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных,
коммуникативных), предметных учебных действий.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей
среде;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы;
-гуманное отношение к животным, желание заботиться о них, бережное отношение к
окружающему миру.
Метапредметные:
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
ее осуществления.
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-проявлять и развивать, воображение, творчество;
-развивать связную речь, память, внимание.
Познавательные:
-развивать наглядно – образное мышление, любознательность, творческие способности,
воображение;
-расширять кругозор детей; развивать у детей слуховое внимание, связную речь;
- формировать умение слушать, повторять за педагогом слова, фразы, строить связные
предложения.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
-развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться, считаясь с
интересами других.
Предметные:
Должен знать:
-название рыб аквариумистического кабитета;
-названия рептилий, террариумного отдела, аквариумистического кабинета и правила их
содержания;
-признаки внешнего строения рыб и зверей.
Должен уметь:
- ухаживать за живыми объектами;
- определять видовые названия животных и рыб;
- провести сравнение различных видов животных, рыб..

3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Год
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
обучения
обучения
недель
дней
часов
1

3
сентября

31 мая

30

30

30

2

3
сентября

31 мая

30

30

30

Каникулы: 25.10-31.10 и 28.03 - 05.04
3.2 Условия реализации программы

Режим
занятий
1 занятие
по 1 часу в
неделю
1 занятие
по 1 часу в
неделю

- материально-техническое обеспечение:
Кабинет «Аквариумное рыбоводство»
1.Стол ученический – 4 шт.
2.Стул ученический – 12 шт.
3.Стол учительский – 1 шт.
4.Стул учительский – 1 шт.
5.Стол – мойка – 1 шт.
6.Холодильник - 2 шт.
7.Настольные игры – 10 шт.
8.Видовых аквариумов - 9 шт.
9. Выростных акв. - 9 шт.
10.Отсадники и нерестовики – 9 шт. (10л.-40л.)
11.Аквариум для отстаивания воды – 1 шт.
12.Террариум - 5 шт.
13.Стеллаж для аквариумов– 7 шт.
14.Тумба под аквариум – 4 шт.
Видовой состав животных.
1. Астронотус
2. Барбусы
3. Скалярия
4. Попугай
5. Сомики прилипалы, усатые
6. Меченосец
7. Золотая рыбка
8. Неоны
9. Улитки
10. Черепахи водные и сухопутные
11. Попугаи
12. Лесные птицы нашего края
13. Грызуны
14. Лягушки
15. Жабы
16. Ящерицы
17. Змеи
18. черви
19. тараканы
Инвентарь и оборудование.
1. Аквариумы
2. Помпы
3. Обогреватели
4. Кормушки
5. Террариумы
6. Сачки
7. Клетки
8. Вольеры
9. Осветительные приборы

- информационное обеспечение:
1. Компьютер, ноутбук.
2. Мультимедийный проектор.
-кадровое обеспечение
Программа предусмотрена для педагога со средне-специальным или высшим
педагогическим образованием без предъявления к стажу педагогической работы или лица,
не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим
опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в полном объеме
возложенные на него должностные обязанности, представленное по рекомендации
директора учреждения.
Авторы: Репина Ирина Анатольевна и Асанова Яна Викторовна
Должность: педагоги дополнительного образования, 1 кв. категории
Место работы: Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов»
Месторасположение: г. Краснотурьинск.
- методические материалы:
1. Трафареты рептилий и амфибий.
2. Цветные карандаши, бумага.
3. Мультимедийная викторина «Звериные загадки»
4. Викторина «В мире животных».
5. Наглядные пособия: альбомы, картины.
6. Дидактические игры
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для оценки эффективности реализации программы используется система
отслеживания и фиксации результатов работы обучающихся, путем проведения
первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим
направлениям:
 Уровень усвоения программ; (приложение№ 1.)
Формы диагностики:
Входящий контроль: диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.
Формы оценки: тестирование.
Текущий контроль: оценка качества усвоения материала. Формы оценки: тесты, устный
опрос, практические работы, наблюдения за качеством их выполнения, викторины.
Итоговый контроль: тестирование.
Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится
анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты
диагностического контроля».
Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной
программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный
образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном
направлении, помочь в профессиональном самоопределении.
Входящая и итоговая аттестации по программе
«Животные вокруг нас» (для дошкольников)
Ребятам демонстрируется презентация с заданиями. На каждый вопрос

предлагается три варианта ответа. Результаты подсчитываются по количеству поднятых
рук, правильно ответивших на вопрос. (Презентация прилагается.)
(Первый год обучения).
Викторина «Загадки от золотой рыбки»
Ребятам задаются вопросы, ответ «ДА» «НЕТ».
Результаты подсчитываются по количеству правильных ответов.
1. Без пузырьков в воде рыбки жить не могут.
2. Самый вкусный и полезный корм для рыбки – это сухой рыбий корм.
3. Усатые сомики в аквариуме – лучшие помощники для человека.
4. Лучший друг для рыбки – это водная черепашка.
5. Бывают рыбки, которые плавают с «оружием».
6. Ящерицы игуаны охотятся за мышами.
7. Рыбки любят кушать кашу.
8. Королевский питон самый большой питон в мире.
9. Когда рыбки спят, они закрывают глаза.
10. Все водные черепашки – морские.
(Второй год обучения).
Викторина «В мире животных» для дошкольников
Ребятам предлагаются вопросы по пяти категориям. Каждый, по очереди,
выбирает номер и категорию вопроса. За правильный ответ, получает жетон. Результат
подсчитывается по количеству жетонов.
1.Грызуны
1. Какие грызуны были привезены из-за моря, за что и получили своё название.
(Морская свинка)
2. Мелкие грызуны, любители песчаных купаний. (Песчанки)
3. Запасливый зверек, который хранит свою еду в щечках. (Хомяк)
4. Крупные грызуны, имеют очень ценный мех и обитают в горах и скалах,
способны пролазить в очень маленькие щелки. (Шиншиллы)
5. Очень умные грызуны c лысым длинным хвостом, хорошо приручаются, могут
обходиться без воды дольше, чем верблюды. (Крысы)
2. Насекомые
1. Эти насекомые-вредители очень похожи на кузнечиков, но они поедают очень
много растительности, отчего страдают люди. (Саранча)
2. Одно из самых замаскированных насекомых в природе. (Палочник)
3. Насекомые, любители крошек, живущие рядом с человеком уже много
миллионов лет. В просторечии люди его называют прусаком. (Тараканы)
4. Животное, очень сильно напоминает насекомое, но к ним не относится. Мелкий
хищник, который расставляет ловушки на мух и комаров. (Паук)
5. Это насекомое по ночам поет красивые песни, из-за чего люди считают его
символом дома, очага и уюта. (Сверчок)
3. Рептилии
1. Самый маленький питон (Королевский)
2. Рептилия, не имеющая конечностей. (Змея)
3. Рептилия, сбрасывающая свой хвост в случае опасности. (Ящерица)
4. Хищник без зубов с красными пятнами на голове, обитатель пресных водоемов,
любитель полакомиться рыбкой. (Красноухая черепаха)

5. Китайская черепаха, с мягким панцирем и
очень злобным характером.
(Трионикс)
4. Рыбы
1. Яркая рыбка, про которую пишут стихи и сочиняют сказки.(Золотая рыбка)
2. Усатые жители водоемов, санитары аквариумов. (Сомики)
3. Мелкие светящиеся стайные рыбки, напоминающие своей окраской российский
флаг. (Неоны)
4. Рыбки с «оружием» на хвосте. (Меченосец)
5. Рыба, очень сильно похожа на золотую, но носит название говорящей птички.
(Попугай)
5. Птицы
1. Экзотическая птица, умеющая подражать человеческой речи. (Попугай)
2. Хищная ночная птица, которая не умеет смотреть глазами по сторонам, поэтому
поворачивает свою голову назад. (Сова)
3. Маленькая, желтая птичка, которая поет как «соловей». (Канарейка).
4. Белая птичка с красивым павлиньим хвостом. (Голубь-павлин)
5. Маленькие птички, которые несут очень полезные диетические пятнистые яички.
(Перепелки).
4. Список литературы
Литература, использованная при составлении программы.
1. Веракса, Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования[Текст] /
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. –М.: Мозаика – Синтез, 2016. –342с.
2. Животные России. Самая первая энциклопедия. – М.:РОСМЭН, 2015.
3. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду[Текст] / О.А.
Соломенникова.–М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 164с.
4. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома[Текст] /
С.Н. Николаева. –М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 184с.
5. Скоролупова, О.А. Дикие животные[Текст] / О.А. Скорлупова. – М.: Издательство
Скрипторий, 2006. – с.183
6. Ляхов, П.Р Я познаю мир / О.Г. Хинн ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
Литература для обучающихся и родителей.
1. Брэм А.Э. Жизнь животных в 3-х томах. Терра, 1992.
2. Дрийверова М.У. У нас дома животное./М., У.Дрийверова. – М., 1995
3. Жердев Э.С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц /Э.С.Жердев. –
М., 1988
4. Животное в доме: энциклопедия. – М., 1994
5. Кашинская Е.А. Все обо всех. М., 1999
6. Клепинина А.В. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005
7. Круковер В. Все о собаках /В.Круковер. М., 1999
8. Мередит С. Хомячки /С.Мередит, - М., 1999
9. Пайерс Х. Кошка /К.Пайерс.-М.,1997
10. «Ребятам о зверятах» /М.Р. Югова
11. Старк К. Кошки и котята /К.Старк.- М., 1999
12. Хэрриот Дж. О всесозданиях – больших и малых /Дж.Хэрриот. – М., 1995
13. Ясвин В.А. Азбука содержания животных /В.А.Ясмин, М.Ф.Пупицын. – М., 2001

Перечень Интернет-ресурсов
1. Министерство просвещения России. - https://edu.gov.ru/.
2. Российское образование. Федеральный портал. - http://www.edu.ru/map/do/.
3. Федеральный информационно-методический портал по дополнительномуобразованию.
- http://dopedu.ru/

Приложение 1

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

30
60
1
30
16
18
1 сентября
1 июня – 31
августа
31 декабря – 9
января
31 мая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».