Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Природная азбука» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Горнак Валентина Геннадиевна, Педагог дополнительного образования г. Краснотурьинск Пояснительная записка Направленность образовательной программы – естественнонаучная. Актуальность Программа разработана в соответствии с: - Конвенцией о правах ребенка; - Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФот 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р. Программа "Азбука природы" удовлетворяет региональные социальноэкономические и социокультурные потребности и проблемы (Концепция развития системы образования на территории Свердловской области на период до 2035 года). Данная программа позволяет наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к развитию творческих способностей ребёнка с учётом их возможностей и мотиваций. Участие обучающихся в реализации данной программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за животными и птицами, дети получают возможность удовлетворить свои потребности в созидании, реализовать желание создавать творческие проекты своими руками. Сочетание теоретических и активных форм обучения: беседа, дискуссия, творческие занятия, экскурсии, проектно – исследовательская деятельность предусматривает развитие логического мышления, творческих способностей детей, исследовательские навыки, воспитывает доброту и любовь к природе. В настоящее время стремление человека к общению с природой заметно возрастает. В условиях неблагоприятной экологической обстановки общение с живой природой становится эффективным средством снижения агрессии, смягчения воздействия внешней среды и развития экологического мышления у детей. Программа "Азбука природы" удовлетворяет потребности не только детей, но и их родителей или законных представителей. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, ребенок обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка. Близкое общение педагога с обучающимися при выполнении различного вида практических работ с животными позволяет лучше узнать каждого обучающегося, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью. Так как для развития гармоничной личности необходимо культивировать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить богатства родной природы. Отличительные особенности программы Программа разработана на основе программы Бровкина Е.Т., Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.С., Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по естественноматематическим дисциплинам/Сост. А.Ю. Пентин. – М.: АПКиРО, 2004.-132 с. В программе учитываются основные постулаты педагогики: от простого – к сложному, постепенность накапливаемых знаний, простота изложения материала, преемственность знаний ит. д. Данная программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за различными видами животных; развития у обучающихся любви к живой природе, эстетического вкуса; понимания процессов, происходящих в природе; представляет собой комплекс целенаправленных тем, предназначенных для более широкого изучения живой природы. Адресная направленность Программа предназначена для обучающихся в возрасте 5 – 8 лет. Психологические особенности данного возраста: активность и непосредственность эмоций, яркость в проявлении чувств; любовь к игровой ролевой деятельности, ее разнообразие, богатство содержания, творчество, воображение, фантазия; наблюдательность с выделением существенного, сравнением, обобщением, установлением причинно-следственных связей, устойчивость внимания; способность к наглядно-образному мышлению, на основе которого формируются обобщенные знания. Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей в группы свободный. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа- 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Объём: Количество учебных часов по программе - 72 часа, из которых 30 часов - теория, 42 часа - практика. Срок освоения - 2 учебных года. 1 год обучения - 36часов. 2 год обучения - 36часов Особенности организации образовательного процесса. Формы реализации образовательной программы: Программа является традиционной и представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения в одной образовательной организации. Преимуществом традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации, а также оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Кроме того, в данной модели обучения положительно можно отметить упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала педагогом дополнительного образования, организационную четкость и систематический характер обучения. Такое обучение обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков, а непосредственное управление процессом усвоения предупреждает появление пробелов в знаниях обучающихся. Также коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение. Педагогическая целесообразность программы заключается в оптимальном и сбалансированном отборе содержания в соответствии с возрастом обучающихся и их творческими возможностями, в методике обучения, применении эффективных форм и методов обучения, воспитания и развития детей, в системе контроля за результативностью образовательного процесса. Перечень форм обучения: фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися); групповой (организация работы в группах); индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах). Это дает возможность обратить внимание педагога на индивидуальные особенности каждого ребенка и удовлетворить потребность детей в общении и совместных творческих действиях. План занятий строится с учётом сезона. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, открытое занятие, игра, конкурсы, викторины, выставки рисунков. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: Игра. В конце каждого учебного года проводится игра «Лесной секрет», где дети показывают свои знания, полученные в течение года. Цель программы: развитие творческих способностей дошкольников в процессе изучения родной природы и воспитание бережного отношения к окружающей среде. Задачи: Обучающие: Сформировать знания и навыки по определению признаков сезонных явлений в живой и неживой природе; Научить распознавать животных и растений нашей местности; Научить обучающихся ухаживать за животными, бережно относиться к окружающему миру. Развивающие: Сформировать способность понимать поставленные перед ребенком цели и задачи; Развивать познавательную инициативу в учебном процессе; Способствовать развитию связной речи, памяти, внимания; Развивать творческое воображение, читательский кругозор. Воспитательные: Сформировать понимание необходимости беречь окружающую природу; Развивать коммуникативные навыки в процессе творческой коллективной деятельности; Прививать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Расширять целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; Воспитывать гуманное отношение к животным, желание заботиться о них, бережное отношение к окружающему миру; Ориентировать на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, Создать условия для развития гармонически развитой личности. Содержание общеразвивающей программы Учебный план № п/п 1 2 3 4 Название раздела Количество часов (теория/практика) 1 -й год обучения Понятие о живой и неживой природе Лес- сообщество растений и животных Дикие и животные Мир птиц 2 -й год обучения 8/16 6/6 домашние 12/13 4/7 Итого 14/22 Формы аттестации/контроля Игра "Живое неживое" Экологическая игра "По лесным тропинкам" Игра "Кто где живёт?" Игра "Узнай птицу по перышку" 16/20 Всего по программе: 72 часа Учебно-тематический план Название № темы Количество часов всего теория практика Формы контроля 1 год обучения 1.Раздел: Понятие о живой и неживой природе 1 Введение. Общее 2 знакомство с живой и неживой природой 3 Осенние явления в природе 4 Зима в природе 5 Весна в природе 2 - 2 Опрос, входящая аттестация 8 3 5 Наблюдение 8 3 5 Наблюдение, устный опрос 3 1 2 Наблюдение 3 1 2 Наблюдение 2. Раздел: Лес – сообщество растений и животных 5 Этажи леса: деревья, 12 6 6 кустарники, травы. Итого: 36 14 2 год обучения 3. Раздел: Дикие и домашние животные 9 Характеристика диких 8 4 животных Домашние животные 1 Жизнь животных в кабинете зоологии 4. Раздел. Мир птиц Виды птиц. Лесные птицы. 1 Подведение итогов. Итого: Всего: Наблюдение, устный опрос 22 4 Наблюдение 8 4 4 Наблюдение 9 4 5 Практическая работа, наблюдение, устный опрос 9 3 6 2 1 1 36 72 16 30 20 42 Практическая работа, наблюдение, устный опрос Практическая работа, устный опрос, тестирование. Итоговая аттестация Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения Раздел 1. Понятие о живой и неживой природе Тема 1. Введение Теория: Ознакомление обучающихся с правилами поведения на СЮН, правилами техники безопасности. Экскурсии по СЮН. Экскурсии по учебноопытному участку. Тема 2. Общее знакомство с живой и неживой природой. Теория: Биологические особенности неживой природы. Вода, камни, явления природы. Понятия о живой природе (животные, растения, человек). Признаки живого и неживого. Взаимосвязь живой и неживой природы –главное условие существования жизни на земле. Охрана природы. Практика: игра –развлечение «Живое – неживое». Занятия по рисованию на заданные темы. Тема 3. Осенние явления в природе Теория: признаки наступающей осени: понижение температуры, уменьшение долготы дня, количество осадков, виды осадков (роса, дождь, снег и др.) Облако – часть неживой природы. Тучи. Дождь. Кислотные дожди –как результат отрицательного влияния промышленных производств на природу. Влияние выбросов на здоровье человека, животных, растений. Практика: Наблюдение за изменениями в природе. Работа с наглядными пособиями. Беседы о природе. Тема 4. Зима в природе. Теория: Зимние явления в неживой природе (температура, долгота дня, виды зимних осадков, зимние ветра и др.). Практика: опыт «Сравнение свойств снега и льда.» Создание рисунков на тему «Скоро Новый год». Тема5. Весна в природе. Весенние явления в неживой природе. Температура, долгота дня, осадки, капель, проталины, ручьи, ледоход. Практика: экологическая сказка «Жила – была речка». Раздел 2. Лес – сообщество растений и животных Тема 6. Этажи леса: деревья, кустарники, травы. Теория: Деревья нашего края. Дерево – дом для многих животных и птиц. Деревья в разное время года. Листопад, формирование зимующих почек, созревание плодов. Распускание почек весной, последовательность появления листвы на деревьях. Первоцветы (медуница, мать –и –мачеха).Дары леса (грибы, ягоды), правила их сбора. Съедобные грибы (лисички, опята, грузди, рыжики и др.).Несъедобные грибы (Ложные опята, мухомор, поганки).Охраняемые растения нашей местности. Практика: работа с гербариями, коллекциями, иллюстрациями. Экологическая игра «По лесным тропинкам». 2 год обучения Раздел 3. Дикие и домашние животные Тема 7. Характеристика диких животных Теория: Животные различных природных зон, и их приспособление к условиям существования (тропические леса, субтропики, пустыни). Основные виды диких животных (лиса, волк, медведь, рысь, заяц, горностай, ласка, куница). Их отличительные особенности, повадки. Жизнь диких животных в лесу зимой. Как звери готовятся к зиме (Белка, бурундук, медведь). Подготовка к спячке, линька, создание запасов еды на зиму. Как охотятся, переносят голод, холод, чем питаются и где живут. Животные в весенний период. Пробуждение от спячки. Заповедник – участок природы, охраняемый законами государства. Редкие животные и растения нашего края. Практика: дидактические игры «отвечай быстро», «Кто где живет». Где у животного дом». Оформление стенда «Охраняемые растения и животные нашего края». Тема 8. Домашние животные Теория: Представление о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят. Знакомство с правилами безопасного обращения с домашним животным. Забота о животных, знакомство с правилами ухода за ними (кошка, собака, петух, кролик и др.). Практика: изготовление альбома «Братья наши меньшие». Рассказы о своих домашних животных. Беседа «Во что одеты животные».Загадывание загадок о домашних животных. Тема 9. Жизнь животных в кабинете зоологии Теория: содержание животных в живом уголке. Описание каждого вида, особенности содержания, ухода, кормления. Изучение видов: крысы, мыши, песчанки, хомяки, морские свинки, белка, еж и др. правила безопасности при общении с животными. Практика: труд по уходу за животными в живом уголке. Раздел 4.Мир птиц Тема 10.Виды птиц. Лесные птицы. Теория: Птицы нашего края. Их описание (Воробьи, ласточки, синички, скворцы, сороки и др.)Осенние отлеты птиц. Причины и характер отлета, формирование стай. Зимующие птицы. Птицы, прилетающие в наши леса зимовать (свиристель, щур, чечетка, снегирь).Оседлые птицы (сорока, ворона, воробей, голубь).Весенний прилет птиц. Последовательность занятий мест для гнездования, постройка гнезд, выведение, кормление и воспитание птенцов. Практика: дидактические игры «Кто где живет», «Узнай птицу по перышку».Оформление выставки «Подкормка зимующих птиц». Тема 11. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов за учебный год. Итоговая аттестация. Практика: игра «Лесной секрет». Планируемые результаты Программа «Азбука природы» ориентирована на формирование и развитие у обучающихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных),предметных учебных действий. Метапредмет ные Личностные Предметные Регулятивные: - способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -проявлять и развивать читательский кругозор, воображение, творчество; -развивать связную речь, память, внимание. Познавательные: -развивать наглядно – образное мышление, любознательность, творческие способности, воображение; -расширять кругозор детей; развивать у детей слуховое внимание, связную речь; - формировать умение слушать, повторять за педагогом слова, фразы, строить связные предложения. Коммуникативные: - участвовать в диалоге при выполнении заданий; -развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться, считаясь с интересами других. У обучающихся будут сформированы: - понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -гуманное отношение к животным, желание заботиться о них, бережное отношение к окружающему миру. - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат. Должен знать: - признаки сезонных явлений в живой и неживой природе; -название животных нашей местности; -названия животных зоологического кабинета и правила их содержания; -признаки внешнего строения птиц, зверей. Должен уметь: - Ухаживать за живыми объектами; - Определять видовые названия животных, растений; - Провести сравнение различных видов птиц, животных, растений. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график Год обучения 1 год 2 год Дата начала обучения 1 сентября 1 сентября Дата Количество Количество Количество Режим окончания учебных учебных учебных занятий обучения недель дней часов 31 мая 36 36 36 1 занятие по 1 часу в неделю 31 мая 36 36 36 1 занятие по 1 часу в неделю Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Кабинет. Столы, стулья. Ноутбук, видеопроектор. Наглядные пособия: альбомы, картины. Дидактические игры Раздаточный материал «Времена года», «Виды животных», «Грибы» и др. Карта природных зон России ; Клетки для птиц и животных Корма для животных и птиц Инвентарь, предназначенный для ухода за животными в кабинете зоологии Животные в зоологическом кабинете(птицы,звери): Звери: Крысы декоративные; Мыши декоративные; Сирийские хомячки; Песчанки; Морские свинки; Кролики; Еж; Кошка; Птицы: Волнистые попугайчики; Попугай нимфа; Попугай неразлучник; Канарейки; Зебровые амадины; Щеглы; Чижи; Коноплянки; Канюк обыкновенный; Куры породы Бентамки; Ястреб; сова; сокол; перепела; голуби; снегири; кулик; сойка. 12.Рабочие тетради, карандаши, цветная бумага. 13.Гербарные образцы основных цветочно-декоративных растений. Кадровое обеспечение Занятия по программе «Азбука природы» может реализовывать педагог дополнительного образования любой квалификационной категории и не имеющий ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Методические материалы №п/п 1 2 3 Название раздела, темы Материально-техническое оснащение, дидактикометодический материал Понятие о живой и Обитатели МАУ ДО неживой природе "СЮН", Энциклопедии о животных, птицах, художественная литература о временах года, иллюстрации "Виды осадков", кукольный театр, теневой театр, различные виды лото "Животные", "Птицы", "Природа" Гербарии растений, Лес- сообщество картинки и иллюстрации растений и первоцветов, Парочки животных "Дары леса", "Грибы", полная энциклопедия "Растения", игры бродилки Дикие и домашние "Я познаю мир" детская энциклопедия: Поведение животные животных, , глобус, Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Инструктаж, рассказ, наблюдение, дидактическая игра, подвижная игра, чтение Формы учебного занятия Экскурсия, беседа, викторина, развлечение Чтение, рассказ, наблюдение, дидактическая игра, хороводная игра, загадки Сказка, игра путешествие, беседа, практическое занятие Рассказ, наблюдение, дидактическая игра, хороводная игра, Беседа, выставка рисунков 4 Мир птиц Красная книга, видео презентации о животных, дидактические игры дикие и домашние животные, настольный театр Детская энциклопедия "Птицы", дидактическая игра "Перелетные и зимующие", "Кто где живет?", Узнай птицу по перышку", Птицы, живущие на МАУ ДО "СЮН" загадки, прослушивание аудиоматериалов "Голоса животных" "Мой питомец", игра развлечение Рассказ, наблюдение, дидактическая игра, чтение, сказка Открытое занятие, конкурс "Чудо-птица" Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 1. Входная диагностика – собеседование и тестирование. 2. Текущий контроль – наблюдение, беседа, игры, проекты, тестирование. 3. Итоговая аттестация – тестирование, оценка по критериям, участие в различных интеллектуальных конкурсах. Вышеназванные формы контроля и аттестации позволяют отследить качество у учащихся. Текущий контроль проводится после изучения тем. Тест «Оценка коммуникативной активности учащегося» (Дереклеева Н.И., 2001 г) Поведение во время дискуссии Активен Оценка Неактивен 1. Придерживается темы Отклоняется от темы 2. Обращается к другим Говорит только сам 3. Говорит четко Говорит невнятно 4. Дружелюбен Агрессивен 5. Проявляет инициативу Не проявляет инициативу 6. Внимателен Не внимателен 7. Умеет строить логические высказывания 8. Смотрит на ребят Не умеет строить логические высказывания Не смотрит на ребят 9. Предлагает собственные идеи 10. Воодушевляет других Бессмысленно повторяет то, что уже сказано Расслабляет, не дает сосредоточиться другим Тормозит беседу 11. Способствует беседе 12. Говорит полными предложениями 13. Говорит убедительно Говорит обрывками фраз 14. Говорит кратко Говорит слишком много 15. Говорит интересно Говорит скучно 16. Дает высказаться другим Не дает высказаться другим Говорит не убедительно Оценка Оценивается каждый положительный ответ ученика знаком «+» или «-» Количество баллов (+) 16 8-14 1-8 Уровень Высокий Средний Низкий Диагностика уровня познавательной активности ( диагностика составлена по материалам опросников Ч.Д. Спилберга, А.К. Осницкого) № 1. 2. Вопрос С каким настроением ты идешь на занятие? Стараешься ли ты понять материал и многое успеть на занятии А Б В С радостью Надо так надо Неохотно Иногда стараюсь Всегда стараюсь Как получится 3. Чтобы тебе было все понятно при возникновении вопросов готов ли ты незамедлительно задать их педагогу и выяснить все неясные моменты материала Не задаю вопросов Иногда спрашиваю Готов всегда 4. Если на этапе работы в группе, ты обнаружил пробел в знаниях и у тебя нет возможности найти верного способа решения как ты поступишь? Посмотрю на других, как они выполняют задание Подниму руку, чтобы спросить у педагога, понять и устранить трудности Спрошу у ребят как это делать 5. Сразу ли ты прибегаешь к помощи других при обнаружении трудностей? Сразу 6. Как регулярно ты выполняешь задание самостоятельно? Часто Сначала сам подумаю, а если не получиться прошу помочь Нечасто Если не получается ни у кого не прошу помощи Всегда 7. Для тебя важно качество и уровень Главное, самостоятельности при выполнении что говорил задания? педагог, я запомнил, остальное неважно Я делаю только то, что смогу сделать сам, остальное не делаю 8. Сколько времени тебе необходимо для выполнения задания? 15 минут 30 минут 9. Ты выполняешь дома то, что делали на занятиях в ДТО? Редко Как получиться Обработка результатов: № А Б В вопроса 1. 3 2 1 2. 2 3 1 3. 1 2 3 4. 1 3 2 5. 2 3 1 6. 2 1 3 7. 1 2 3 8. 1 2 3 9. 2 1 3 9-13 – низкий уровень познавательной активности; 14-20-средний уровень познавательной активности; 21-27-высокий уровень познавательной активности Стараюсь выполнить всю работу самостоятель но, найти ответы на все вопросы с педагогом или учащимися 1 час Стараюсь делать постоянно Список литературы Литература, использованная при составлении программы 1. Висяцева Л.В., Соколова Т. А. Промышленное цветоводство; М., Агропромиздат, 1991 г. 2. Журкова Е. И., Ильина Е.Я. Комнатные растения. Просвещение, М.,1968 г. 3. Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования / А. Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №3 - 3-8 с. 4. Хуторской, А.В. Как организовать образовательную ситуацию на уроке /А.В. Хуторской // Эйдос. - 2003. 5. Ямбург, Е.А. Дополнительное образование сегодня / Е.А. Ямбург // Внешкольник. - 1998. -№11. - 22-25 с. 6. Ямбург, Е.А. Дополнительное образование сегодня / Е.А. Ямбург // Внешкольник. - 1998. -№11. - 22-25 с. 7. Ямбург, Е.А. Дополнительное образование сегодня / Е.А. Ямбург // Внешкольник. - 1998. -№11. - 22-25 с.16. 8. Русская народная сказка «Вершки и корешки» 9. Никитин И. С. «Встреча зимы» Детская литература, М., 1977г 10. Токмакова И. «Оттепель в городе». Электронная библиотека 11. Русская народная сказка «Снегурочка» 12. Иванов С. «Порядок на планете» Детское время, 2018г. Литература для обучающихся и родителей 1.Энциклопедия комнатного цветоводства. Колос, М.,1993 г. – 25- 79 с. 2. Шишкин О. К. Однолетние и двулетние культуры открытого грунта. Учебное пособие по цветоводству. Пермь, 1991 г. - 10-84 с. 3. Клеванская Т. М. Цветы в интерьере. Агропромиздат., М., 1990 г. 4. Шишкин О. К. Многолетние цветочные растения открытого грунта. Учебное пособие по цветоводству. Пермь, 1991 г. – 25- 48 с. 5. Шишкин О. К. Цветы уральского сада. Свердловск, 1988 г. – 49-153 с. 6. Бианки В. "Лесные истории", сборник сказок и рассказов для детей. Русич, 2018г. 7. Житков Б. С. Беспризорная кошка: рассказы, повести, Пальмира, 2020г. 8. Пляцковский М. С. Разноцветные зверята. Сказки. АСТ, 2021г. 9. Сутеев В. Г. Сказки , АСТ, 2021г. 10.Маршак С. «Сборник стихотворений «Детки в клетке» АСТ, 2020г. 11.Ушинский К. Д. Детям о животных. АСТ 2021г. 12.Толстой Л.Н. Рассказы и сказки для детей Эксмодетство, 2021 г. 13.Книги о природе Сюзанны Риха. " Сладких снов до весны! Как зимуют животные и насекомые" Питер, 2020г. Перечень Интернет-ресурсов 1. Внешкольник. Информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном) образовании. - https://dop- obrazovanie.com/. 2. ИнфоУрок: образовательный портал - https://infourok.ru/. 3. Федеральный информационно-методический портал по дополнительному образованию. - http://dopedu.ru/.