1 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОТУРЬИНСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ» Принята на заседании Утверждаю методического (педагогического) совета от «27» августа 2022 г. Директор МАУ ДО «СЮН» ______________________Пичкаскова Н.И. Протокол № 14 «27»__августа___2022 г. Образовательная программа муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» на 2022-2027 годы. г. Краснотурьинск, 2022 год Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 2 Содержание. Стр. Пояснительная записка 1.Факторы, влияющие на содержание образовательной деятельности 3 5 1.1 Принципы и подходы в развитии содержания дополнительного экологического образования 5 1.2. Образовательные потребности детей и родителей социума на образовательные услуги в системе дополнительного экологического образования 6 1.3. Профессиональный педагогический потенциал 9 1.4. Социальное партнерство 12 1.5. Программно-методическое обеспечение 14 2. Цели и задачи образовательной деятельности 15 3. Особенности организации образовательного процесса 16 4.Учебный план на 2017 – 2018 учебный год 19 5. Система мониторинга качества образования 20 6.Управление реализацией образовательной программы 23 7. Приложение 27 Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 3 Пояснительная записка. Одной из самых глобальных проблем современности является преодоление экологического кризиса во всех сферах жизнедеятельности человека. Последние 20 лет XX столетия решением ЮНЭСКО объявлены годами экологического образования (ЭО). Проблемы сохранения окружающей среды, здоровья населения, развития экологического образования и экологической культуры останутся актуальными на многие десятилетия и в XXI веке. О важности экологического образования говорит и тот факт, что в концепции развития дополнительного образования до 2030 года выделено приоритетное развитие программ формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения, вовлекающих обучающихся в решение экологических проблем. Поэтому, интенсивное развитие ЭО или как сейчас определяется: образование в области охраны окружающей среды приобрело новые актуальные акценты всех цивилизованных стран в реализации концепции устойчивого развития общества и улучшения качества жизни на основе выстраивания гуманного и экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Развитие экологического образования прежде всего определяется концептуальными подходами и нормативно-правовыми документами, обеспечивающими обновление содержания, совершенствование образовательного процесса, реализация социального заказа в области ЭО. За прошедшие десятилетия конца XX века были разработаны и приняты документы на разных уровнях, раскрывающие основные цели и задачи в области ЭО: - «Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию» (1992 год Рио-ДеЖанейро) - «Повестка дня на XXI век» (1992 год Рио-Де-Жанейро) - Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20 Данные документы были подписаны Россией: Минобразования, Минприроды России, на основании содержания этих международных документов был разработан Указ Президента РФ: «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», в котором первоочередными задачами развития ЭО были указаны следующие: создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного ЭО; здание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды; координация дошкольной, основной и дополнительной систем образования, различных организаций и учреждений, государственных и негосударственных в организации экологопросветительской и природоохранной практической деятельности; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по проблемам развития ЭО. В программных, нормативных документах Минобразования РФ и Министерство природных ресурсов РФ, региональных документах Минобразования и Министерства природных ресурсов Свердловской области большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования и дальнейшей, более активной реализации возможностей учреждений дополнительного образования (УДО: станции юных натуралистов, центры детского творчества, детские экологические центры и др.) для создания на их базе центров экологического образования. Таким образом, развитие МАУДО «СЮН» и других УДО как социокультурных центров и центров экологического образования, является актуальным и социально-значимым для решения задач ЭО и экологического просвещения населения города, как детей, так и взрослых. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 4 Перечень образовательных услуг, реализуемых на «Станции юных натуралистов», также определяется теми изменениями, которые происходят в развитии ЭО, социально-экономических условиях социума, а также в экологический ситуации г. Краснотурьинска и Свердловской области. Образовательная программа создает педагогические и образовательные условия, которые обеспечивают социальную адаптацию детей различных категорий и групп с учетом возраста, состояния здоровья. Содержание образовательной программы развивается на основе принципов интеграции, комплексного подхода, индивидуализации с учетом специфики и преимущества системы дополнительного образования: свобода выбора, вариативность, психологический комфорт. Программно-методическое обеспечение «Станции юных натуралистов» определяет основные направления обновления и развития содержания ДЭО: экологизация содержания; разработка практико-ориентированных и социально-значимых программ; реализация здоровьесберегающих технологий; развитие содержания ДЭО на основе интеграции с различными областями знания и направлениями деятельности; допрофессиональная ориентация, самореализация и развитие творческого потенциала. Согласно типовому положению об УДО основными задачами реализации образовательной программы станции юннатов становятся обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей; выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей; профессиональная ориентация детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; формирование общей культуры детей; организация содержательного досуга детей; Процесс обновления и развития содержания ДЭО, обуславливающий направления образовательной деятельности ЭО, определяет, в свою очередь, процессы качественного изменения программно-методического обеспечения деятельности УДО и др. ОУ системы ДЭО, а также интеграция с общеобразовательными учреждениями, что обусловлено введением Федерального государственного образовательного стандарта. Приоритетными задачами интеграции общего и дополнительного образования на уровне образовательного учреждения должны стать: создание условий для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов в части направлений, содержания и объема внеурочной деятельности; отработка новых технологий, форм и способов интеграции; создание нового образовательного пространства, социально-педагогической среды, способствующей личностному развитию каждого ребенка, открывающей возможности для самопознания и самореализации детей и взрослых; формирование универсальных учебных действий, составляющих метапредметные результаты образования, способствующие повышению качества образования по основным общеобразовательным программам и по программам дополнительного образования; Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 5 удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; определение роли учреждения в образовательном пространстве муниципалитета и закрепление лидирующей позиции, позволяющей вносить свой реальный вклад в сотрудничество как образовательных учреждений, так и партнеров системы образования; создание условий для профессионального самоопределения и предпрофильной подготовки обучающихся. В соответствии с требованиями и структурой образовательной программы ОУ раскрываются принципы организации образовательного процесса «Станции юных натуралистов» с учетом психологических возрастных особенностей детей, принадлежности к той или иной категории, специфики и возможностей дополнительного образования, которое реализуется в условиях досуга и творческой, познавательной практико-ориентированной деятельности. Содержание образовательной деятельности «Станции юных натуралистов» определяется и развивается на основе изучения образовательных потребностей детей и социума. Поэтому большую роль в процессе обновления содержания ДЭО играют результаты педагогического мониторинга реализуемых учебных образовательных программ. Таким образом, образовательная деятельность «Станции юных натуралистов», а именно, образовательная программа, разрабатывается с учетом образовательных потребностей социума, с одной стороны, а с другой стороны определяется социальным заказом, образовательными потребностями детей и родителей, областной системой ДЭО. Образовательная программа «Станции юных натуралистов» является основой для разработки учебного плана и определяет гибкий, социально адаптирующийся процесс в развитии содержания ДЭО. Образовательная программа «Станции юных натуралистов» является нормативным документом, обеспечивающим условия реализации федеральной и региональной образовательной политики в области экологического образования. 1.Факторы, влияющие на содержание образовательной деятельности МАУ ДОД СЮН 1.1 Принципы и подходы в развитии содержания дополнительного экологического образования. На основании анализа состояния развития содержания системы ДЭО, проведенного сотрудниками Экологического отделения Объединения "Дворец молодежи", с целью решения выявленных проблем и противоречий были разработаны концептуальные подходы к обновлению содержания ДЭО, основанные на принципах развития системы дополнительного образования и экологического образования при активном участии специалистов и ученых области, а также педагогов-экологов. Принципами развития содержания ДЭО на СЮН являются общие принципы, определяющие развитие системы образования: гуманизация, демократизация, регионализация, экологизация, информатизация, индивидуализация, а также на принципы, определяющих развитие дополнительного образования: открытость, доступность, свобода выбора вариативность, добровольность и принципы развития содержания дополнительного экологического образования (ДЭО): интеграция, комплексность, прогностичность, критичность. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 6 Развитие содержания ДЭО прежде всего должно отвечать следующей цели: создание комплекса условий для становления поколения, способного воплотить в жизнь концепцию устойчивого развития общества. Достижение этой цели возможно при решении конкретных задач: Закрепление в ребёнке радостного ощущения жизни и своей неразрывной связи с природой; Развитие познавательного интереса ребёнка к природному окружению; Сохранение физического и психического здоровья детей; Развитие навыков всех видов деятельности: познавательной, творческой, эстетической, трудовой, коммуникативной. Основные направления реализации содержания ДЭО: изучение состояния природы, благоустройство окружающей среды, пропаганда экологических знаний и здорового образа жизни. Образовательный процесс в системе ДЭО обеспечивает "погружение" ребенка в мир живой природы через эмоционально-чувственное восприятие взаимосвязи человека с природой. ДЭО предоставляет широкий выбор для ребенка видов, форм, содержания деятельности, основанных на нестандартных ситуациях общения с природой. Система ДЭО - гибкая, открытая, развивающаяся система. 1.2. Образовательные потребности детей и родителей социума на образовательные услуги в системе дополнительного экологического образования. Образовательные потребности детей и взрослых в сфере экологического образования обусловлены различными факторами: уровнем и качеством развития системы экологического образования и просвещения в г. Краснотурьинске; развитием потребности и мотивация на изменение отношения к окружающей среде; активностью участия в различных природоохранных акциях, интеллектуальнотворческих экологических мероприятиях, учебно-исследовательской деятельности в области экологии; степенью развития непрерывности и преемственности экологического образования в различных образовательных учреждениях уровнем, качеством и объемом информированности социума об экологической обстановке в городе и состоянии здоровья населения; степенью смотивированности педагогов, родителей, общественности, руководителей на социальную значимость и развитие экологической культуры; качеством и полнотой ресурсного обеспечения реализации экологических образовательных и природоохранных программ и проектов; общей культурой, национальными особенностями и менталитетом населения города; экологической ситуацией сложившейся в городе. По итогам социологических и психолого-педагогических исследований, проведенных в Свердловской области среди юных экологов среднего и старшего школьного возраста в наибольшей степени волнуют проблемы загрязнения окружающей среды, преступность и терроризм в обществе, а также проблемы исчезновения многих видов растений и животных, проблемы бездуховности общества и власти денег, сложности с возможностью получения образования, социальные крайности, разнородность материальной обеспеченности, проблемы безработицы; видят политические и идеологические недостатки управления обществом. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 7 При исследований ценностей среди школьников, занимающихся в учреждениях дополнительного экологического образования на первый план выходят здоровье, наличие хороших и верных друзей, любовь. Остальные ценности по степени значимости для детей распределяются следующим образом: 1. Здоровье; 2. Наличие хороших и верных друзей; 3. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 4. Активная деятельная жизнь; 5. Жизненная мудрость (здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); 6. Красота природы (переживание прекрасного в природе); 7. Интересная работа в будущем; 8. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений); 9. Развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование); 10. Материально обеспеченная жизнь; 11. Свобода (независимость в суждениях и поступках); 12. Счастливая семейная жизнь; 13. Познание (возможность расширение своего образования); 14. Общественное признание (уважение окружающих, слава); 15. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 17. Творчество (возможность творческой деятельности); 18. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) При исследовании знаний экологической терминологии выявлены следующие результаты: Возраст Начальная школа Среднее звено Старшее звено Уровень знаний % % % Высокий 43 25 25 Средний 39 48 59 Низкий 18 27 38 Профессиональные планы у детей, занимающихся экологией, достаточно неоднородны: 45% детей нацелены на предпринимательскую деятельность; в деятельности, связанной с проблемами биологии, экологии, сельского хозяйства, наукой (биолог, эколог, астроном, орнитолог, микробиолог, агроном, пчеловод, научный работник в области экологии, учитель биологии и экологии, горное дело, туризм) видят себя 21% опрошенных; 7% детей сориентированы на профессии, связанные с законами: юрист, адвокат и 7% на профессии сферы обслуживания: повар, парикмахер; 5% видят себя состоявшимися в сфере медицины и химии, 5% планируют освоиться в сфере журналистики и отношений: журналист, психолог, переводчик, международные отношения;; 11% видят себя дизайнерами, модельерами. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 8 Среди детей занимающихся на Станции юных натуралистов 2 и более года по методикам «Натурафил», «Доминанта», «ЭЗОП» были отмечены положительные тенденции в отношении к природе как источнику познания, в то время как дети, впервые пришедшие на занятия в детские творческие объединения демонстрировали в 8 случаях из десяти прагматический подход по отношению к природным объектам. Еще один показатель это стабильность посещения детьми ДТО Станции юннатов. Года обучения/ учебный год 2018-2019 Всего детей 700 2019-2021 Всего детей 900 2021-2022 Всего детей 1100 1год 2года 3 года 4 года и более 510 152 23 73% 22% 3% 600 56 27 86% 8% 4% 583 74 29 83% 11% 4% 15 2% 17 2% 14 2% По прежнему количество обучающихся среднего и старшего возраста значительно уступают количественным показателям дошкольного и младшего школьного возраста, что требует разработки программ для подростков и старшеклассников. Сохранность контингента обучающихся в последние годы составляла свыше 48%, что выше требований стандарта на 8% и свидетельствует о качестве услуг. Сохранность контингента в течение года - 93%. Качество обучения, подтверждаемое результатами итоговой аттестации, что также имеет тенденцию к устойчивому росту. Это подтверждается возросшим количеством участников и победителей конкурсов, соревнований и конференций разного ранга. Анкетирование родителей показало, что 80% опрошенных считают важным разбираться и быть информированным в вопросах экологии, почти 100% одобряют желание детей посещать детские творческие объединения экологической направленности, 18%- выразили готовность участвовать совместно с детьми в каких – либо экологических акциях, конкурсах и т.д., 75% – считают недостаточной информацию из СМИ об экологическом состоянии города, практически все родители детей, занимающихся учебно – исследовательской деятельностью готовы предоставить свои услуги по предоставлению своих возможностей и в материальной поддержке исследований, и в организации исследований на своих приусадебных участках, а также помощь в Интернет – услугах и использования орг. техники. Количество родителей, принявших участие в конкурсно – игровых и других мероприятиях СЮН представлены на диаграмме: Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 9 52 50 48 46 44 42 40 38 2018-2019 2019-2020 2020-2021 2021 - 2022 Анализ образовательных потребностей, допрофессиональных и познавательных интересов, ценностных ориентиров учащихся СЮН и других ОУ, а так же социума показал, то, что существующие ценности, потребности, интересы детей и подростков, жителей города соответствуют целям и задачам экологического образования, смотивированность учащихся их родителей на результат экологического образования создает благоприятную основу для педагогического и социального взаимодействия детей и взрослых. 1.3. Профессиональный педагогический потенциал МАУ ДО «Станция юных натуралистов». Интерес детей к занятиям на СЮН обеспечивается стабильным, высокопрофессиональным кадровым составом: Состав кадров УДО 2021-2022 уч. год Всего: в том числе имеют образование: высшее (педагогическое) высшее (непедагогическое) среднее специальное (педагогическое) среднее специальное (не педагогическое) 14 Наличие в штате: директора педагога-организатора методиста педагога дополнительного образования 6 (43 %) 2 (14%) 5 (36%) 1 (7%) 1 ставка 3,5 ставки 1 ставка 14,72 Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 10 Имеют квалификационные категории: высшую первую СЗД 12 (85,6 %) 4 (33,3 %) 5 (41,7 %) 2 (16,7 %) Имеют педагогический стаж: 0-5 лет 5-10 лет 10-15 лет 15-25 лет более 25 лет 14,3 (46%) 14,3 (8%) - (0%) 7 (50%) 3 (21,4%) Анкетирование педагогов показало, что их педагогическая деятельность совпадает с интересами и в обыденной жизни, и если бы они не работали сфере дополнительного экологического образования, то разведение и выращивание аквариумных рыб, декоративных животных, культурных растений и создание поделок из природного материала стало бы их хобби. Это доказывает и диагностика мотивации профессиональной деятельности педагогов: 80% педагогов получают удовлетворение от самого процесса и результатов труда; 87% ценят в своей работе возможность наиболее полной самореализации. И в работе с детьми педагоги считают наиболее важной задачей – создание условий для самореализации воспитанника. Об этом говорят результаты опроса педагогов в 2019 - 2020учебном году: из 12 профессиональных задач наиболее важными названы: развитие творческого потенциала ребенка -1 место; формирование мотивации творческой деятельности – 2 место; формирование навыков конкретной практической деятельности – 3 место. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе оказывает большое влияние на создание в учреждении атмосферы доброжелательного отношения ко всем участникам образовательного процесса, плюс еще возможности непосредственного общения с природными объектами и природное окружение, создающее неповторимую, можно сказать уникальную среду для педагогической деятельности, что привлекает на СЮН не только детей и их родителей, но и других участников образовательного сообщества. 85% педагогов удовлетворены отношениями с руководителем; 77 %- отношениями с коллегами; 85 %-объективностью оценки работы педагогов руководителем учреждения Как нерешенную проблему нужно отметить тенденцию падения интереса к занятиям на СЮН в подростковом возрасте, одной из причин которой является неумение педагогов смоделировать и организовать такое содержание деятельности, которое отражало бы реальные потребности детей этого возраста, возраста перехода к саморазвитию, самоопределению, самореализации. Результаты опросов и деловых игр выявили недостаточную удовлетворенность потребности подростков в самоопределении и самореализации, организации квалифицированной помощи им в разрешении личностных проблем, что побудило к необходимости введения в образовательную Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 11 программу специальных тренингов общения, увеличения часов на внеучебную, общественнополезную деятельность. Поэтому для повышения уровня педагогического потенциала разработана программа повышения квалификации кадров: Программа повышения квалификации кадров. Содержание деятельности Срок Ответственные 1.Повышение квалификации кадров: Обучение на курсах и семинарах ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Курсы повышения квалификации в педагогике дополнительного образования ПДО Вновь поступившие педагоги Школа эколога, ПДО Школа растениевода ПДО Школа лесовода ПДО Самообразование Методист Семинары на СЮН о темам Ежегодно «Модернизация ОП», Ежегодно «Исследовательская деятельность учащихся и Ежегодно педагогов в ЭО» 2.Организация и проведение аттестации педагогических и руководящих работников СЮН 3.Организация и проведение школ передового опыта «Мастер – классов» Методист Педагоги стажисты 1.4. Социальное партнерство МАУ ДО «Станция юных натуралистов». Разнообразие направлений взаимодействия с образовательными учреждениями города способствует объединению возможностей образовательного сообщества города. За прошедший период получили развитие следующие направления взаимодействия Станции юннатов и общеобразовательных учреждений: Взаимодействие в учебной деятельности: Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 12 - изучение отдельных тематических блоков учебных программ ОУ с использованием зоологических и аквариумных объектов на учебных занятиях в школах, в дошкольных учреждениях и во время экскурсий на СЮН; - совместные исследовательские проекты в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и городской программы «Интеллект» - работа по программам СЮН в рамках реализации требований ФГОС по организации внеурочной деятельности школьников с ОУ №№ 19,28,10,15; - работа объединений СЮН на базе школ в удаленных от центра города микрорайонах в близлежащих поселках; Взаимодействие в методической работе: - проведение семинаров, консультаций для педагогов ОУ по различным проблемам, участие в работе ГМО биологов, учителей начальных классов, воспитателей детских садов; - проведение экскурсий в лесопарковую зону, с демонстрацией методик исследования в природе; - проведение семинаров для Серовского педагогического колледжа по вопросам организации дополнительного экологического образования. Взаимодействие с другими социальными институтами так же позволяет оптимизировать образовательную среду: Социальные связи учреждения Социальные партнеры Результат взаимодействия Ответственные ГАНОУ «Дворец молодежи» экологический отдел Администрация города, Комитет по делам физкультуры, спорта и молодежной политики, предприниматели города. МАУК ГО Краснотурьинск "КДК", Центр детского творчества, Детская художественная школа, Организация обучения, семинаров, практикумов, конкур- сов, консультаций, курсов повышения квалификации, аттестация на соответствие занимаемой должности. Обеспечение методической помощи, публикация методических разработок . Организация правового и материального обеспечения летних трудовых объединений школьников, проведение муниципальных и региональных конкурсов Биттер В.А. Предоставление возможности использования материальной базы для проведения мероприятий, предоставление специалистов для оценки Гудина Н.В. Пичкаскова Н.И. Биттер В.А. Асанова Я.В. Гудина Н.В. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 13 Детская хореографическая школа, Театр актёра и куклы. театральных, музыкальных, художественных конкурсов Общеобразовательные школы, вспомогательная школаинтернат, Центр социальной помощи семье и детям, Центр внешкольной работы, дошкольные учреждения; Городские методические объединения учителей Организация и подготовка учащихся к городским, областным и российским мероприятиям экологической направленности. Материальное обеспечение детских творческих объединений Пичкаскова Н.И. Северный педагогический колледж Семинары практикумы для студентов педагогического колледжа Биттер В.А. Городская ветеринарная станция, частная ветеринарная клиника «Добрые руки» Мониторинг санитарногигиенических норм содержания животных. Экспертная оценка специалистами конкурса «Живое подворье» Биттер В.А. Информационная поддержка, популяризация экологобиологического образования Гудина Н.В. Городской краеведческий музей Проведение экскурсий, консультаций, информационная помощь, предоставление помещения для проведения семинаров Гудина Н.В. Нижегородское отделение Союза охраны птиц России Предоставление информации по проведению мероприятий Биттер В.А. ЗАО «ГАЗЭКС» Шефская помощь Пичкаскова Н.И. ЗАО «ЗСУ» Спонсорская поддержка мероприятий Пичкаскова Н.И. СМИ города: Газеты «Заря Урала», «Вечерний Краснотурьинск»; Сайт СЮН, Страничка СЮН в ВК ПДО Пичкасков В.Г. Асанова Я.В. 1.5. Программно-методическое обеспечение СЮН. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 14 Педагогический коллектив СЮН постоянно работает над модернизацией уже имеющихся и разработкой новых образовательных программ отвечающих современным концептуальным подходам в развитии содержания ДЭО. В соответствии с социальным заказом, квалификацией педагогов, возможностями каждой программы, методическим обеспечением, деятельность учащихся организована по 24 программам эколого-биологической направленности. Обучение проводится по 4 ступеням: дошкольники, начальная, основная и средняя школа, что обеспечивает принцип непрерывности экологического образования. На уровне дошкольного возраста дети получают систему конкретных знаний о многообразии биологических объектов, изменениях в процессе их роста и развития. С этого возраста начинается воспитание гуманного отношения к природе, готовность участвовать в делах по её охране. На уровне начального образования в процессе обучения у школьников формируется мотивация к познанию и творчеству, развивается интерес к конкретным видам деятельности по содержанию животных, выращиванию культурных растений и охране природы. На уровне основного образования у школьников вырабатываются практические умения и навыки по уходу за растениями и животными, формируется экологическая грамотность и культура. На уровне средней школы (программы «Юный опытник – растениевод», «Основы фаунистических исследований», «Эколог-исследователь», и др.) осуществляется исследовательская работа со школьниками, что способствует развитию их творческих способностей, социальной адаптации, практических навыков работы с природными объектами. У школьников формируется экологически ответственное поведение в окружающей среде. 2. Цели и задачи образовательной деятельности СЮН. На основании анализа развития экологического образования, образовательных потребностей детей, родителей, социального заказа в области экологического образования с учетом состояния экологической ситуации и здоровья детей, были выявлены следующие проблемы: недостаточный уровень смотивированности детей и подростков города в формировании экологической культуры и получении экологических знаний; отсутствие непрерывной и преемственной системы экологического образования на разных уровнях образования, в том числе и дополнительного. недостаточный уровень профессиональной компетентности в развитии содержания и организации образовательного процесса в системе ДЭО; отсутствие централизованного подхода в организации учебно-методического обеспечения, развития, дополнительного экологического образования; недостаточный уровень программно-методического обеспечения соответствующий возрасту, социальной группе, состоянию здоровья, познавательным интересам детей и подростков; не в полной мере скоординированность социального взаимодействия по реализации экологических и природоохранных проектов. Выявленные проблемы и противоречия в достижении результата экологического образования определили цель образовательной деятельности СЮН: развитие мотивации личности ребенка к улучшению качества жизни и сохранению окружающей среды через познание, творчество, социально-значимую деятельность средствами дополнительного экологического образования. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 15 Основные задачи образовательной программы: 1. Развитие и обновление содержания ДЭО в соответствии с концептуальными подходами ЭО, образовательными потребностями детей и подростков, родителей, социального заказа; 2. Совершенствование программно-методического обеспечения, разработка учебнообразовательных программ, адаптированных к новым тенденциям в развитии содержания ДЭО; 3. Совершенствование организации образовательного процесса на основе психологопедагогического сопровождения и реализации личностно-значимой, практико-ориентированной деятельности; 4. Становление научно-методической базы реализации учебных образовательных программ СЮН; 5. Организация педагогического мониторинга и достижения результатов реализации образовательных программ в соответствии с целями, задачами, концептуальными подходами развития ДЭО, образовательными потребностями детей, родителей, социальным заказом. Основные цели и задачи реализации образовательной программы определили приоритетные направления развития СЮН: совершенствование программного обеспечения и эффективности использования современных педагогических технологий организация деятельности ДТО эколого-биологического направленности организация учебно-исследовательской и природоохранной деятельности создание учебно-методической базы для повышения квалификации педагогов СЮН и других ОУ организация и проведение интеллектуально-творческих мероприятий на уровне учреждения, города, округа налаживание социального партнерства СЮН с другими социальными институтами. 3. Особенности организации образовательного процесса. Предметом основной деятельности учреждения является реализация программ дополнительного образования по естественнонаучному направлению; реализация интеллектуальнотворческих мероприятий эколого – биологической тематики для всех возрастных категорий обучающихся при взаимодействии с различными образовательными учреждениями, а также с другими социальными институтами. Обучение и воспитание в Учреждении ведется на русском языке. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года с постоянным и (или) переменным составами детей на своей базе, а также по месту жительства. Группы обучающихся формируются по интересам как одновозрастные, так и разновозрастные в соответствии с программами групп и объединений. В работе групп могут принимать участие родители (законные представители) с согласия педагога. Работа с обучающимися проводится в течение календарного года в два периода: - с 1 сентября по 30 мая; - с 1 июня по 30 августа (организация практики на УОУ, организация деятельности трудовых бригад по озеленению города, организация исследовательской деятельности обучающихся, проведение экскурсий для городских лагерей, выезды «Зоопарка на колесах»). Учреждение работает в режиме семидневной рабочей недели. Численный состав группы (объединения) и продолжительность занятий устанавливается в соответствии с характером деятельности, возрастом обучающихся, условиями работы, программой, психолого-педагогическими рекомендациями и требованиями санитарно-эпидемиологических правил Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 16 и нормативов. Наполняемость группы в зависимости от профиля объединения: 10 человек (оптимальная) и 20 человек (допустимая). Образовательный процесс в Учреждении строится на основе учебного плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно, и регулируется расписанием. Организация образовательного процесса Учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно. Освоение образовательных программ дополнительного образования завершается итоговой аттестацией, в форме, определяемой педагогом по согласованию с администрацией. Число занятий в неделю – 1, 2 или 3, от 1 до 6 часов в неделю. Продолжительность занятий в учебные дни, как правило, не должна превышать 1 часа (для дошкольников), 1 - 2 часа (для начальной школы), 3 часа (для среднего и старшего звена) с обязательным 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений после каждого часа занятий. Продолжительность одного занятия – 40 минут. В группы (объединения) Учреждения принимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. На 2021 – 2022 учебный год образовательная деятельность осуществляется по четырем направлениям: «Экология животных»; «Экология растений»; «Экология человека»; «Природа и творчество» На каждом возрастном уровне, в каждом выделенном направлении оправдано применение определенных педагогических технологий. Основные характеристики педагогических технологий используемых педагогами Станции юннатов приведены ниже: Педагогические технологии, применяемые в учебно- воспитательном процессе Станции юннатов Тип педагогических Название педагогических Целевые ориентации, технологические технологий технологий идеи, принципы, элементы Педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Педагогика сотрудничества - Игровые технологии - - - Гуманно-личностный подход к ребенку; Дидактически активизирующий и развивающий комплекс; Приоритет концепции воспитания; Педагогизация окружающей среды. Ориентация на применение знаний и умений в практической деятельности; Оптимальное сочетание элементов игры и учения, развитие мотивации учебной деятельности; Формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; Способствование социализации личности. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 17 Технология проблемного обучения - Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) - Групповые технологии - - - Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - - Создание системы обоснованных проблемных ситуаций; Ребенок - активный субъект своего обучения; Использование педагогом индивидуального и дифференцированного подхода, способствующего формированию познавательной деятельности ребенка. Приоритет индивидуального подхода. Адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его психофизиологическим особенностям. Создание индивидуальных образовательных маршрутов; Коррекционная деятельность; Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Создание условий для кооперирования и возникновения коллективной познавательной деятельности; Развитие коммуникативных навыков, рефлексии и др. Создание условий для организации нетрадиционных форм занятий (конференция, путешествие, интегрированное занятие и т.д.). Формирование умений работать с компьютерной информацией; Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения; Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; Диалоговый характер обучения; Возможность дать ребенку максимальное количество материала для усвоения. Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - Формирование и тренинг способов умственной деятельности учащихся; - Формирование и развитие личностных качеств детей и в первую очередь Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Частнопредметные педтехнологии Педтехнология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 18 Технологии развивающего Технология И.П. Волкова - обучения - - Технология И.П. Иванова - - - - Технология личностно- ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению; Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; Высокий уровень межличностных отношений педагогов и детей. Обучение по двум равноценным направлениям: 1). Единая базовая программа, 2). Творческая деятельность; Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей ( творческие книжки, дневники); Приобщение детей к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. Диалог всех возникающих точек зрения; Уважение самостоятельности ребенка, его уникальной позиции в мире; Социальная направленность деятельности, формирование мотивации к самоутверждению, самовыражению; Коллективная деятельность как средство создания мощного творческого коллектива; Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности; Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов; Развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, создание условий для его самоопределения и самореализации. 4.Учебный план МАУ ДО «Станция юных натуралистов» городского округа Краснотурьинск на 2021 – 2022 учебный год. (См. приложение «Учебный план») Пояснительная записка к учебному плану Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 19 Учебный план отражает специфику однопрофильного учреждения дополнительного экологического образования детей в решении задач образовательной деятельности, закреплённых в Уставе и в Образовательной программе учреждения. В соответствии с социальным заказом, квалификацией педагогов, возможностями каждой программы, методическим обеспечением учебный план позволяет организовать деятельность учащихся по 24 программам естественнонаучного направления. Обучение проводится по 4 ступеням: дошкольники, начальная, основная и средняя школа. Занятия в детских творческих объединениях (ДТО) проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным по группам, а по программам юных исследователей индивидуально. Обучение детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. В соответствии с задачами и содержанием образовательных программ в процессе их реализации педагоги используют различные педагогические технологии: игровые, информационные, проблемного, развивающего и личностно - ориентированного обучения, исследовательского проектирования. Широко практикуются экологические акции, творческие конкурсы, практические работы, экологические экскурсии, массовые мероприятия, и др. Во всех образовательных программах предусмотрен инструктаж по технике безопасности при проведении занятий, экскурсий, массовых мероприятий. Качество обучения Результат 5. Система мониторинга качества образования. Для отслеживании качества образовательных процессов на СЮН разработана следующая система оценки результатов ДЭО: Факторы, определяющие результат Диагностические процедуры Методики материалы информации и Периодичнос сбора ть Исполнител и Качество преподавания 1.Посещение занятий в ДТО. 2. Оценка уровня учебнометодического обеспечения образовательных программ. 3.Аттестация педагогов 4.Взаимопосещение занятий Схема анализа По графику занятия 1 раз в год Положение о смотре методического продукции Директор Методист Методист Аттестационные 1 раз в 5 лет документы Карта анализа занятия По индивид. плану Аттестацио нная комиссия ПДО, Методист Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 20 Уровень методической работы 1.Состояние учебно- Анализ учебно – методического методического обеспечения обеспечения по справкам ПДО Участие ПДО В конкурсе методических разработок СЮН Участие ПДО в областном конкурсе методических разработок Проверка 1.Входящая знаний, умений аттестация учащихся 2.Итоговая аттестация Анкеты, тесты Апрель Апрель Сентябрь декабрь Сентябрь, октябрь Анкеты, тесты, по выявления уровня Май приобретенных В т. г. знаний и навыков, итоги участия в конкурсах разного уровня: Городская НПК Городской фестиваль»Я талант Областная НПК ЭКОФОРУМ Областной конкурс исследователей окружающей среды Российский конкурс исследователей окружающей среды Российский конкурс «Зеркало природы» Олимпиады для учреждений ДЭО (Областной и Российский уровни) - ПДО ПДО Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 21 Развитие учащихся Качество воспитания Стабильность работы ДТО 1.Анализ комплектования, сохранности контингента 2.Проверка посещаемости Взаимодействи Совместные е с родителями родителями мероприятия Состояние микроклимата в объединениях Анкетирование Уровень Тестирование развития познавательны х способностей Журналы работы ДТО учёта В т.г. Директор Справки по итогам В т.г. проверки с Анкетирование В т.г. Директор Анкета «Оценка психологического состояния в коллективе» по Фидперу А.Ф. Методики: «Натурафил» «Доминанта» «ЭЗОП» Итоговая аттестация ПДО Сентябрь, декабрь, май ПДО 2 раза в год ПДО 1 раз в год Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 22 6. Управление реализацией образовательной программы. Реализация образовательной программы предполагает решение поставленных задач. Задачи 1. Совершенствование системы научно-методического и программного обеспечения деятельности СЮН Содержание деятельности Сроки 1.1. Разработка дальнейшая корректировка программы научно-методического обеспечения инновационной деятельности СЮН по развитию творческих способностей обучающихся. Август – сентябрь, ежегодно 1.2. Организация работы творческих лабораторий педагогов по проблемам развития личности детей. 2.1. Разработка и апробация новых комплексных программ Методист, ПДО Методист, ПДО Директор, методист 1.3. Модернизация деятельности методической службы СЮН. 2. Развитие содержания учебных программ, в соответствие с современными требованиями Исполнители В течение года Методист, ПДО 2.2. Корректировка и модернизация существующих программ. ПДО 2.3. Организация работы школы педагогического мастерства Методист Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 23 2.4. Расширение сферы применения информационнокомпьютерных технологий реализацию образовательных программ 3. Совершенствование системы психолого-педагогической подготовки кадров. 3.1. Создание дифференцированной системы непрерывного повышения квалификации кадров СЮН через школу передового опыта, семинары, курсы повышения квалификации, работу проблемных и творческих групп. ПДО Ежегодно Директор, методист. Методист, 3.2. Совершенствование системы мониторинга профессионального развития педагогов. Директор, профсоюз 3.3. Совершенствование системы морального и материального стимулирования участия педагогов в инновационной деятельности, мероприятиях по популяризации передового опыта. 4. Организация психологопедагогической поддержки обучающихся 4.1. Создание системы отслеживания результатов образовательной деятельности (диагностика, карты развития, мониторинг развития). Весь период ПДО 4.2. Отслеживание состояния микроклимата в детских коллективах СЮН. ПДО Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 24 5. Включение родителей в образовательную деятельность 5.1. Организация совместных мероприятий в учебных группах и в мероприятиях СЮН. Весь период Весь период 5.2. Поиск новых форм участия родителей в образовательном процессе. 5.3. Стимулирование участия родителей через средства массовой информации, формы морального поощрения, взаимодействия с предприятиями 6. Обеспечение условий для реализации личностного права выбора ребенком собственного маршрута и собственной траектории развития. 6.1. Изучение потребностей детей в услугах дополнительного образования. ПДО, Педагоги организаторы Педагогиорганизаторы. Весь период Весь период Директор, педагоги. Методист Методист 6.2. Совершенствование форм информирования учащихся и родителей о спектре и качестве услуг, предоставляемых в СЮН. Педагоги, психолог 6.3. Отслеживание развития и саморазвития детей и планирование темпов обучения. Директор Администрация. 6.4. Разработка программы по выявлению и поддержке детских инициатив. 6.5. Мотивация педагогов и родителей на разработку индивидуальных образовательных программ. 7. Совершенствование системы внебюджетного финансирования. 7.1. Поиск новых форм сотрудничества со спонсорами. Весь период Директор, ПДО 7.2Участие в социльных проектах предприятий города. ПДО Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» 25 8. Совершенствование материально-технической базы. 8.1. Создание программы развития МТБ на весь период. Весь период 8.2. Материальное и моральное стимулирование включения педагогов в работу по совершенствованию имеющегося оборудования и наглядных материалов, а так же его сохранения. Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Администрация Администрация 26 Приложение Муниципальный орган Управление образования городского округа Краснотурьинск Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»