Принята на заседании методического (педагогического) Утверждаю Директор МАУ ДО «СЮН» ______________________Пичкаскова совета от «27» августа 2022 г. Протокол №_14 Н.И. «27» августа 2022 г Программа воспитания муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» на 2022 – 2027 гг. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Краснотурьинск, 2022 г. 1 ВВЕДЕНИЕ Программа воспитания муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» (далее СЮН) создана в соответствии с «Методическими рекомендациями «О разработке программы воспитания» [1]. Программа воспитания СЮН опирается на положения Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года поставлены задачи организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности, расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России. В Региональной стратегии заложена идея приоритетности достижения эффективности воспитания на всех уровнях образования в современных условиях общественного развития с учетом новых вызовов времени. Программа ориентирована на воспитание обучающихся, которое одновременно выступает чрезвычайно важным условием сохранения как самой личности, так и всего человечества. Воспитание в учреждении дополнительном образовании обладает рядом особенностей. Во- первых, в этом виде образования воспитание основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Нельзя заставить детей посещать занятия, участвовать в общих делах, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам [2]. Дополнительное образование позволяет ребенку максимально реализовать себя и самоопределиться профессионально и личностно. Очень важно, что дети самостоятельно и ответственно выстраивают свой путь образования и развития и активны в этом процессе [3]. Результаты обучения в дополнительном образовании доступны, привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на развитии личности ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект [4]. Таким образом, субъект – субъектное взаимодействие и продуктивное сотрудничество педагога с детьми, их стремление к активному творческосозидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет успешно реализовывать педагогический процесс в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих, в том числе воспитания. Следовательно, в организациях дополнительного образования нет какого-то «особого» воспитания, а программа воспитания и план воспитательной работы фиксируют реальный процесс качественной работы педагога с детским объединением. 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий. Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка. Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п. Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п. Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово- развлекательная и т.п.) Гуманистическое воспитание – это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма. По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность. Детское объединение – это группа детей, объединенных устойчивыми личными контактами друг с другом и участием в той или иной совместной деятельности. Детское общественное объединение – это добровольное детское объединение, предоставляющее его членам возможности для самореализации в различных видах деятельности преимущественно социально значимой направленности. Детская общественная организация – это разновидность детского общественного объединения, иерархически структурированное, четко обозначающее свои цели, имеющее фиксированное членство, определяющее права и обязанности его участников, закрепленные в соответствующих документах организации. Детско-взрослая общность – это объединение детей и взрослых на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу и взаимной 3 симпатии. Детско- взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или группой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.). Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней. Календарный план воспитательной работы - разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности. Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А.Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. Коллектив – сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры (выраженной в иерархии социальных ролей и системе самоуправления) и структуры неформальной (выраженной в делении коллектива на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении неофициальных лидеров); 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов. Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по 4 отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека. Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.). Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение. Примерная программа воспитания образовательной организации учебно- методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы. Рабочая программа воспитания образовательной организации - комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания. Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития. Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания. Саморазвитие личности – это процесс осознанного и самостоятельного развития человеком себя как личности, конструирования своей индивидуальной картины мира, выработки собственной позиции по отношению к окружающему миру, к 5 другим людям, к самому себе. Саморазвитие включает в себя процессы самопознания, самоопределения и самореализации. Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей. Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Социализация – это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой (управляемую социализацию принято называть воспитанием). Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.) Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности. Ценность – это значимость для людей тех или иных объектов и явлений. В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (например: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд, Знания). Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями. 6 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ НА СЮН. Станция юных натуралистов одно из трех учреждений дополнительного образования детей, создано в 1984 году. С первых дней Станция юннатов, будучи единственным внешкольным учреждением города естественнонаучной направленности, выполняла функции организации свободного времени детей в области экологии, биологии и натурализма. На СЮН и сегодня работают растениеводческое, зоологическое и лесоводческое детские объединения, открытые еще в первые дни её существования. Сегодня в учреждении реализуются программы четырех областей: экология человека, экология животных, экология растений и экология и творчество. В коллективах СЮН обучающиеся могут, занимаясь по всем этим областям, получить дополнительное образование на высоком уровне, благодаря опытным педагогом и достаточно развитой материально технической базе. Двери СЮН открыты для всех детей: талантливых, с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в сложной жизненной ситуации. Благодаря участию в программе. «Доступная среда», в традиционную деятельность СЮН вводятся элементы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. СЮН, как открытая система взаимодействует с государственными органами, с органами местного самоуправления, учащимися и их семьями, с государственными и негосударственными образовательными учреждениями, общественными организациями и объединениями, коммерческими организациями. Воспитание детей и подростков на традициях СЮН создает творческую мотивацию, неповторимую эмоциональную атмосферу, чувство гордости за свой коллектив, способствует формированию активной творческой личности, не равнодушной к проблемам окружающей среды. За почти сорокалетнее существование СЮН подарил радость общения, дружбы, помог в раскрытии талантов, обретении профессии многим поколениям юннатов. Педагогический коллектив учреждения постоянно находится в инновационном поиске. Станция юннатов обладает значительным опытом реализации грантов различного уровня и во взаимодействии с различными социальными институтами. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Общая цель воспитания в образовательных организациях нашей страны основывается на базовых для российского общества ценностях – таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Целью воспитания провозглашено личностное развитие учащихся, проявляющееся: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 7 в развитии у учащихся позитивных отношений к общественным ценностям; в приобретении учащимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике, опыта осуществления социально значимых дел. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям учащихся позволила выделить в ней следующие целевые приоритеты. В воспитании детей младшего школьного возраста - создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 8 В воспитании детей подросткового возраста - создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. В воспитании детей юношеского возраста - создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых 9 знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих задач: реализовывать воспитательные возможности занятий по дополнительной общеразвивающей программе, использовать на занятиях интерактивные формы освоения практикоориентированной, личностно значимой деятельности; реализовывать воспитательные возможности мероприятий Станции юннатов, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения; инициировать и поддерживать развитие социальной активности учащихся, вовлекать их в добровольчество, общественно-значимую деятельность; организовывать участие учащихся в соревнованиях, фестивалях, выставках, конкурсах, конференциях и реализовывать их воспитательный потенциал; организовывать работу с родителями или законными представителями учащихся, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках 10 направлений его организации, что представлено в соответствующем модуле. 1.1. Модуль «Воспитание в учебной деятельности» Воспитание в учебной деятельности предполагает разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у него потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в условиях социальных перемен. Воспитание в учебной деятельности - это активизация познавательной деятельности личности на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Педагоги дополнительного образования станции юных натуралистов работают над ростом личностных результатов каждого обучающегося с учётом их возрастных особенностей и ведущей деятельностью, используя в воспитании детей возможности занятия детского творческого объединения (ДТО) с применением интерактивных форм обучения, проектную и исследовательскую деятельность. На Станции юных натуралистов создана доброжелательная и комфортная атмосфера, в которой каждый ребенок может чувствовать себя значимым. Индивидуальный подход помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, выявляет и развивает возможности и способности обучающегося; формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к саморазвитию; способствует созданию «ситуации успеха»; развивает в ребенке опыт публичных выступлений; формирует способность к самооценке; создает условия для развития творческих способностей. Формы работы: учебные занятия, интеллектуальные конкурсы, викторины, квесты, научно-исследовательские конференции разного уровня, творческие конкурсы экологической направленности, встречи с учеными и специалистами различных организаций города, выпускниками; праздники, поездки, выставки творческих работ, экскурсии в музеи, прохождение экологическич троп, общественно-значимые мероприятия в рамках учебной деятельности и работы трудовых бригад по озеленению города. 1.2. Модуль «Организация деятельности ДТО» Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в ДТО. Занятия в ДТО способствуют развитию творческих способностей и дарований детей и подростков, формированию практических умений и навыков, 11 использованию обучающимися имеющихся знаний, умений, навыков на практике, воспитанию интереса к естественнонаучному направлению. В работу ДТО входит обязательное изучение теоретического материала по профилю объединения. Практическая часть занятия также отличается в зависимости от профиля ДТО, это может быть работа в уголке живой природы с декоративными животными, работа на учебно-опытном участке и в теплице по изучению растений и правилам ухода за ними, выходы в природу для изучения природных и культурных объектов (растений, животных, насекомых и так далее). Кроме учебных занятий в любом ДТО складываются свои традиции: отмечать дни рождения, новый год, в каникулы устраивать развлекательные и познавательные конкурсы, викторины для сплочения коллектива ДТО, выставки. Походы в лес, с исследовательской цельюи с целью отдыха, совместное посещение выставок, кинотеатров, театров и так далее. К жизнедеятельности детского объединения привлекаются родители. Они сопровождают детей в поездках, походах, работают в жюри конкурсов и конференций, принимают участие в проведении мастер-классов. При организации работы ДТО педагог опирается на инициативу и самостоятельность детей, инициативу родителей и выпускников ДТО. Участие в жизни ДТО способствует развитию творческих способностей, личностному росту, развитию общей культуры и коммуникативных навыков, формированию активной жизненной позиции. 1.3. Модуль «Ключевые юннатские дела» Ключевые дела – это главные традиционные юннатские дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся, которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Деятельность Станции юных натуралистов направлена на создание условий по включению детей и подростков в систему общественно-значимых мероприятий на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровне – различные конкурсы (Первые шаги в науку, Экофорум, Марш парков, Юннат, Уральский характер), экологические акции (Зеленая волна, Чистые берега Турьи, Кофета вместо сигареты), интеллектуально-творческие мероприятия, благотворительные акции (Социальные проекты «С юннатами и старость в радость», «Лапа помощи») и другие виды деятельности. Разноуровневые общественно-значимые мероприятия способствуют обеспечению равных возможностей участия для обучающихся и проявления их интеллектуальных и творческих способностей, способствуют всестороннему 12 развитию личности. 1.4. Модуль «Самоуправление» Самоуправление обучающихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах коллектива ДТО или Учреждения. Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными Самоуправление на Станции юных натуралистов происходит через участие наиболее активных юннатов в разработке содержания мероприятий, которые направлены на организацию следующих видов деятельности: • познавательная деятельность – встречи с интересными людьми, интеллектуальные мероприятия, диспуты, конференции; • экологическая деятельность – экологические и природоохранные акции; • информационная деятельность – информация о жизни кружковых объединений, Учреждения; • профилактическая деятельность – беседы по правилам дорожного движения, по правилам пожарной безопасности, о здоровом образе жизни, беседы антитеррористической направленности; • экскурсионно-исследовательская деятельность – проектноисследовательская деятельность, организация экскурсий, организация экологических маршрутов и троп; • патриотическая деятельность – встречи с ветеранами, участие в акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти». Участие в самоуправлении способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет обучающимся повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций. 1.5. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся проводится с целью привлечения их к совместной работе и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого обучающегося. Главными задачами модуля являются оказание помощи семье ввоспитании детей, педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Основными направлениями в работе являются: 13 изучение семей и условий семейного воспитания, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям, обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования. На групповом уровне: 1. Участие родителей в управлении учреждением. 2. Вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в образовательный процесс: семейные гостиные, традиционные и юннатские праздники, совместные выходы в лес, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения. 3. Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общественно- значимых мероприятий станции юных натуралистов воспитательной направленности. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) обучающихся с педагогами, администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам воспитания и образования. Диагностические методы работы с родителями (законными представителями), служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование. На индивидуальном уровне: помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общественно- значимых мероприятий разного уровня воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 1.6. Модуль «Предметно-эстетическая среда» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда станции юных натуралистов обогащает внутренний мир ребёнка, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждаетстрессовые ситуации. Станция юных натуралистов расположена в центральной части города, имеет два помещения. Одно расположено в жилом доме и занимает весь цокольный этаж, площадь 500 м2. Здесь имеется 2 учебных кабинета, зимний сад (30 видов растений), кабинет «Жизнь за стеклом» с террариумными обитателями (около 40 видов), музей «Юннатская деревенька» (около 100 экспонатов) и актовый зал вместимостью до 60 человек, здесь же официально прикреплён земельный участок площадью 311 м2 , на котором разбит цветник, а в зимний период организована 14 подкормка птиц. Второе помещение это одноэтажное здание (переоборудованный хозяйственный блок школы) площадь 200 м2. Здесь расположены живой уголок (около 60 видов животных), кабинет аквариумистики (50 видов рыб, 20 видов водных растений), кабинет экологии, отапливаемая теплица 50 м2, рядом расположен учебно-опытный участок площадью 0,2 га, на котором организованы отдел лекарственных растений, отдел цветочно-декоративных растений, овощной отдел, отдел кормовых культур, рокарий. В 2022 году к учебно опытному участку была добавлена территория площадью 680 м2, на котором организуется дендрарий, в котором уже сейчас высажено 11 видов культурных древесных растений и 5 представителей местной флоры. Все выше перечисленное создает благоприятную среду для воспитания не только участников образовательного процесса станции юннатов, но и для многочисленных посетителей, которые в виде экскурсий или самостоятельных осмотров приобщаются к изучению объектов окружающей среды Общение детей с растениями и животными разных климатических зон создает сильные эмоциональные впечатления, способствует развитию у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира. По запросам посетителей педагоги предлагают экскурсии на различные тематики. Так же на станции юннатов реализуется проект «Зоопарк на колесах», благодаря которому к общению с живыми объектами привлекаются жители поселков и отдаленных образовательных учреждений. Так же на станции юннатов регулярно оформляются выставки творческих работ обучающихся. 1.7. Модуль «Информационно-коммуникативное пространство» Модуль создан для развития коммуникативной культуры обучающихся, формирования навыков общения и сотрудничества, поддержки творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал реализуется в рамках организации работы официального сайта Станции юных натуралистов https://unnatkt.uralschool.ru и группы «МАУ ДО «Станция юных натуралистов» ВКонтакте (https://vk.com/id694482096). Сайт и группа освещает деятельность учреждения в информационном пространстве, организует виртуальные диалоговые площадки, на которых дети, педагоги и родители могут открыто обсуждать значимые вопросы (организация виртуальной диалоговой площадки, создание медиа текстов, видео новостей о событиях в Учреждении; организация и проведение онлайн конкурсов, викторин, опросов; поздравление победителей конкурсов, олимпиад; видео-презентации, фотоотчеты, видеоролики об общественно- значимых мероприятиях). 1.8. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению 15 «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить кружковца к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, сориентироваться в мире современных профессий, учитывая потребности территории в кадрах и востребованность профессий в современном мире. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Профориентационная работа на станции юных натуралистов осуществляется через: Встречи с представителями и родителями, представителями различных профессий: педагог, биолог, химик, историк, краевед, лесничий, кинолог, фелинолог и др. Посещение дней открытых дверей в ВУЗах. Экскурсии на предприятия, организации города: встречи с профессионалами, представителями, руководителями, дающие обучающимся представление о профессиях и условиях работы на данном предприятии, возможностях и условиях получения профессии и поступления на работу на данное предприятие. Организация лагеря труда и отдыха, который позволяет освоить профессию работник зеленого хозяйства. (ежегодно трудоустраивается до 450 подростков). Участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, участие в научно-практических конференциях. Экологические практикумы по обустройству и озеленению пришкольных игородских (общественных) территорий. Профориентационная работа способствует освоению обучающимися социального опыта, соответствующего ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения для построения дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на базе ориентировки в мире профессиональных предпочтений и профессий. 1.9. Модуль «Работа с детьми с особыми образовательными потребностями» На станции юных натуралистов работают ДТО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов – индивидуальная работа и 16 работа в профильных группах при дошкольных образовательных учреждениях. Индивидуальная работа с обучающимися с ООП включает в себя выстраивание взаимодействия с самим ребенком, его родителями (законными представителями), персональной поддержки и сопровождения ребенка посредством разработки индивидуальной траектории развития или индивидуального образовательного маршрута. Выстраивание доверительных отношений в системе «педагог - ребенок» посредством проявления личной заинтересованности педагога в развитии ребенка, достижении его персональных успехов, продвижении в личностном росте, что обеспечит основу успешной адаптации ребенка в Учреждении и непосредственно в детском объединении, его личностном и социальном самоопределении. Так же реализуются программы для одаренных детей по организации учебно-исследовательской деятельности. Организация участия детей с ООП в социальных проектах формирует социальные компетенции (развитие коммуникативных навыков, навыков социальной адаптации и самоорганизации, овладение морально-этическими нормами поведения, воспитание потребности в здоровом образе жизни, формирование готовности к трудовой деятельности и др.), способствует воспитанию социальной активности и чувства причастности к общественнозначимым делам. Родители кружковцев с ООП (законными представителями) регулярно информируются о развитии и социализации детей, их личностных изменениях, достижениях, проблемах, возможностях преодоления и перспективах в целом. Привлечение членов семей обучающихся с ООП к участию, организации и проведению совместных дел и событий, способствует укреплению культурных традиций детского объединения и станции юннатов в целом, сплочению всех участников детского объединения и членов их семей. 1.10. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы». Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относитьсяк ней. На станции юных натуралистов используются следующие формы воспитательной работы: Тематические биологические, краеведческие экскурсии в течение учебного года, ориентированные на углубленное изучение и применение на практике полученных знаний по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (фенологические, орнитологические и т.п. наблюдения, исследование природно-культурных ландшафтов, флоры и фауны). Экскурсии на станции юных натуралистов, по учебно–опытному участку. 17 Экскурсии и походы помогают обучающимся приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования природоохранных умений, развития коммуникативных способностей. К реализации модуля воспитательной программы активно привлекаются социальные партнеры из числа специалистов компании «Золото Северного Урала» МБУК «Городской музей» и родителей обучающихся. Таким образом, всё социальное окружение – педагоги, обучающиеся, родители (законные представители), социальные партнёры – решают общую задачу приобщения детей к природному и культурному наследию малой Родины и воспитанию патриотизма. 3. Самоанализ воспитательной работы станции юных натуралистов Самоанализ, организуемой на станции юных натуралистов воспитательной работы осуществляется ежегодно педагогами и администрацией станции юных натуралистов с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является наблюдение, беседы с детьми, родителями (законными представителями). Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год. Критерием, на основе которого осуществляется совместная деятельность обучающихся и педагогов, является удовлетворенность педагогов, детей и их родителей (законных представителей) организуемой на станции юных натуралистов совместной деятельности. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогов являются беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогами, лидерами ученического самоуправления, анкетирование. Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая совместная деятельность обучающихся и педагогов интересной, событийно насыщенной, личностно развивающей и социально ориентированной. Критериями качества воспитательной деятельности педагогов являются: умение педагогов конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со спецификой своей профессиональной деятельности и особенностями своих кружковцев. 18 Внимание сосредотачивается на следующих вопросах: испытывают ли педагоги затруднения в определении цели своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для кружковцев детско- взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения с детьми; складываются ли у них доверительные отношения с обучающимися; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми? Способами получения информации об управлении воспитательным процессом могут быть беседы, анкетирование педагогов для получения обратной связи о работе административной команды станции юных натуралистов. Итогом самоанализа организуемой на станции юных натуралистов воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Ожидаемый результат воспитательной системы – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества, государства, владеющие представлениями об истинных культурных и социальных ценностях, готовые к их сохранению, умножению, культурному обмену. Воспитательная система МАУ ДО «Станции юных натуралистов» рассматривается как дружественная для всех участников педагогического процесса, компетентная эффективная среда активной жизнедеятельности, в которой происходит обучение, воспитание и социализация личности. Практическая реализация системы предполагает воспитание у выпускника станции юных натуралистов стремления к добру, истине, самостоятельности. Наличие воспитательной программы позволяет педагогическому коллективу станции юных натуралистов работать более эффективно для достижения поставленных целей. 19 Источники информации. 1 Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» // http://form.instrao.ru/ 2 Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие / В.П. Голованов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с. 3 Рожков М.И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования / М.И. Рожков // Методист. – 2020. - № 6. – С. 2-5 4 Селиванова Н.Л. Воспитание в системе образования: от проблем настоящего к контурам будущего/ Н.Л. Селиванова // Третий выпуск специализированного издания «Среднее образование в России» (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). – 2014. – С. 76-99. – URL: http://federalbook.ru/projects/fso/so-structura-3.html 20 21